Закон, запрещающий дискредитацию Вооруженных сил России (20.3.3 КоАП) был принят чуть более года назад, в марте 2022 года, но довольно быстро стал популярным: по данным РБК, только за первый месяц в российские суды поступило 600 дел об административных правонарушениях.
За год в районные и городские суды Югры поступило больше 100 дел, связанных с дискредитацией армии. Югорчан штрафовали за плакаты, посты и комментарии в соцсетях, рисунки и пьяные выходки. Иногда привлечь к ответственности нарушителей помогали бдительные граждане, а в некоторых городах за имиджем армии следят сотрудники администрации.
Журналист 86.RU Никита Кифорук изучил все судебные решения, опубликованные на сайтах городских и районных судов Югры, в своем материале он рассказывает, как югорчане дискредитировали армию, какие штрафы назначал суд и удавалось ли кому-то добиться прекращения дела.
Сколько решений вынесли суды Югры
Согласно данным, опубликованным на сайтах судов Югры, с марта 2022 года по 15 мая 2023-го в городские и районные суды округа поступило 101 дело о дискредитации армии, на сайтах судов опубликованы решения лишь по 73 из них. Лидерами по количеству дел оказались Сургутский и Нижневартовский городские суды, в каждый из них поступил 21 материал. Второе место занял Ханты-Мансийский районный суд, рассмотревший 12 дел, а третье — Мегионский горсуд, туда поступило 8 материалов.
Практически из всех судебных решений удалены даты совершения правонарушения. В окружной полиции журналистам 86.RU отказались предоставить данные о количестве составленных протоколов, поэтому мы ориентировались на даты поступления материалов в суд.
Из опубликованных данных следует, что большинство протоколов о дискредитации армии было составлено в первые месяцы после начала спецоперации на Украине и принятия закона о дискредитации. Так, с марта по июнь 2022 года в суды поступило 53 дела, а за последующие 10 месяцев в суды было передано лишь 48 материалов.
Часть поступивших дел суды вернули из-за нарушений. Обычно это связано с тем, что протокол был составлен сотрудником, не имеющим на это полномочий. Еще одно дело передали в другой суд, по месту совершения правонарушения. Всего суды вернули 10 дел.
Примечательно, что в некоторых случаях правоохранители настойчиво пытались привлечь нарушителей к ответственности, но не могли из-за неправильно оформленных материалов. Например, жителя Урая Юрия Хохрина пытались привлечь к ответственности 4 раза, но из-за нарушений судьи каждый раз возвращали полицейским материалы дела. Лишь с 5-го раза правоохранителям удалось правильно оформить документы, и городской суд оштрафовал мужчину на 30 тысяч рублей за комментарии со словом «война».
Как наказывали югорчан за дискредитацию армии
Всего суды оштрафовали югорчан 84 раза, решения опубликованы лишь по 64 из этих дел. Согласно этим данным, общая сумма штрафов превысила 2 миллиона рублей. Чаще всего югорчан штрафовали на минимальную сумму в 30 тысяч рублей, такое наказание суды назначали 43 раза. Максимальный штраф, назначенный судом, составил 45 тысяч рублей. Его получил житель Сургута Киселев за наклейку на автомобиле.
— <…> на крышке багажника которого была размещена символика в виде буквы Z равно нацисткой символике в виде крестообразного знака с загнутыми под прямым углом, за управлением данного автомобиля находился Киселев И. А., — указано в материалах дела.
Самый маленький штраф, назначенный за дискредитацию, составил 15 тысяч рублей, это в два раза меньше минимального наказания. Решение о назначении такого наказания суды принимали, учитывая финансовые проблемы нарушителей. Например, такое наказание Нижневартовский горсуд назначил матери четверых детей Анастасии Зиамбетовой, разместившей в Instagram* (деятельность запрещена в РФ) сторис со словами «Нет ****». При вынесении наказания суд учел денежные трудности и то, что женщина находится в декрете и воспитывает четверых детей.
Посты и комментарии
Как показало исследование, чаще всего югорчане дискредитировали армию в интернете. Всего за посты и комментарии суды назначили 51 штраф. В основном людей штрафуют за сравнение буквы Z со свастикой, критику армии, распространение неофициальных данных о потерях, несогласие с решением президента о вводе войск в Донбасс и на Украину и за сравнение СВО с войной.
Изучение судебной практики показывает, что получить штраф за комментарий можно, даже если он был написан до появления статьи о дискредитации. Например, Нижневартовский городской суд оштрафовал на 40 тысяч рублей Николая Коурова за комментарий под постом о военнослужащем, принимавшем участие в СВО.
Доводы мужчины о том, что комментарий был опубликован до вступления в силу статьи о дискредитации армии, суд не принял, поскольку комментарий не был удален, а значит, правонарушение является длящимся и днем обнаружения считается тот день, когда его выявило должностное лицо.
— Тот факт, что свои комментарии, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации, Коуров Н. С. разместил <дата> до вступления в силу ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может служить в данном случае основанием для освобождения последнего от административной ответственности, поскольку на момент мониторинга <…> комментарии Коурова Н. С. были доступны для ознакомления неограниченному количеству пользователей, — указано в решении суда.
Тем не менее в некоторых случаях суд учитывает, что комментарии были написаны давно. Например, в Сургуте сотрудники полиции составили протокол на местного жителя Андрея Вовк. Полицейские нашли несколько комментариев, в которых мужчина якобы дискредитировал армию России и составили на него протокол. В суде выяснилось, что комментарии были написаны еще в 2014 году, за 8 лет до начала СВО и принятия закона о дискредитации ВС РФ. Изучив доводы защиты, суд пришел к выводу, что своими комментариями сургутянин не нарушал закон.
Примечательно, что югорчанам не удается избежать наказания, даже если комментарии удалены. Так, например, получилось с жительницей Нижневартовска Анастасией Муллаяновой. Под постом в местном паблике женщина написала несколько дискредитирующих армию комментариев. Анастасия удалила записи в присутствии полицейских, но они все равно составили протокол о дискредитации и передали дело в суд, женщина получила штраф в размере 30 тысяч рублей.
Пикеты и акции
В ходе различных акций и перформансов югорчане дискредитировали армию гораздо реже, чем в интернете, нам удалось насчитать всего 7 таких дел. Почти все участники акций получили штрафы, а у некоторых даже отбирали телефоны.
В 2022 году полицейские задержали жителя Нижневартовска по фамилии Морозов. Мужчина стоял на площади Нефтяников с антивоенным плакатом и выкрикивал пацифистские лозунги. Суд оштрафовал мужчину на 30 тысяч рублей и обязал полицейских вернуть изъятый телефон.
В сентябре 2022 года Сургутский городской суд оштрафовал на 30 тысяч рублей за пикет возле здания городской администрации. На плакате у девушки было написано, что она выступает за мобилизацию депутатов. Примечательно, что стоявший рядом с ней и выкрикивавший лозунги член молодежной палаты при городской думе Владислав Брылеев избежал наказания.
Почерковедческая экспертиза из-за надписи в туалете
23 сентября 2022 года в туалете Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа появилась антивоенная надпись. О происшествии незамедлительно доложили директору колледжа Светлане Гурьевой. Директриса отсмотрела записи с камер видеонаблюдения и выяснила, кто из студентов заходил в туалет, составив список подозреваемых, Гурьева вызвала полицию.
Как следует из материалов дела, для того чтобы найти автора надписи, была проведена графологическая экспертиза. Сравнив образцы почерка, эксперт пришла к выводу, что автором антивоенного послания был студент Даниил Святенко. На суде студент признал свою вину и получил 30 тысяч рублей штрафа, надпись смыли во время уборки.
Диалоги о спецоперации
Нередко поводом для возбуждения административных дел становятся личные разговоры — люди, услышав, что их собеседник критически относится к спецоперации, пишут заявление в полицию. Иногда противники спецоперации в придачу к штрафу получают удар ножом. Всего мы насчитали 7 случаев, когда разговор доводил до административки, два из них приходятся на Радужный.
Так, 24 июня 2022 года в одной из парикмахерских города женщины решили обсудить СВО. В ходе разговора выяснилось, что Ирина Шевчук не поддерживает введение войск на Украину и даже несколько раз негативно высказалась о спецоперации, и вскоре ее стала поддерживать другая женщина (ее имя не раскрывается). Собеседницы не стерпели такого отношения и обратились в полицию. Полицейским и судье Ирина заявила, что ее оговорили и армию она никак не дискредитировала, однако суд не поверил женщине и оштрафовал ее на 30 тысяч рублей.
Другая дискуссия в Радужном и вовсе привела к поножовщине. В октябре 2022 года Сергей Сергеев выпивал в компании своих товарищей. В какой-то момент разговор зашел о спецоперации и, как утверждают свидетели, Сергеев вместе с товарищем начал высказывать экстремистские лозунги, прославляющие Украину и ВСУ. Собутыльники не оценили высказываний и завязалась драка, в ходе которой Сергеев и его приятель несколько раз получили ножом в грудь. Позже оппоненты написали заявление на Сергеева за дискредитацию армии. На суде мужчина утверждал, что никаких лозунгов не выкрикивал, а свидетелями по делу проходят люди, которые его избивали. Суд Сергееву не поверил и оштрафовал на 30 тысяч рублей.
Позже суд признал напавшего на Сергеева мужчину виновным в нанесении тяжких телесных повреждений и приговорил агрессора к 2 годам и 4 месяцам колонии. Смягчающим обстоятельством стало то, что собутыльники спровоцировали мужчину критикой СВО.
Пьяные выходки
Под воздействием алкоголя некоторые люди особо рьяно занимаются дискредитацией, кто-то ради шутки, а кто-то просто не может сдержать эмоций.
Пожалуй, самым известным примером «пьяной дискредитации» в Югре стал Артур Ильясханов. Летом прошлого года мужчина устроил пьяный дебош в нижневартовском магазине, после чего начал кричать о нереальных потерях российской армии и прославлять Украину и США. За дискредитацию армии и мелкое хулиганство мужчину оштрафовали суммарно на 32 тысячи рублей, а за разжигание межнациональной розни Ильясханову пришлось провести в изоляторе 15 суток. Освободившись, мужчина уехал в Дагестан. Из материалов дела стало известно, что из-за пьяной выходки Ильясханова проверяли по базам экстремистов, а в его арендованной квартире провели обыск.
Еще одно дело о пьяной дискредитации рассматривал Сургутский городской суд в октябре 2022 года. В материалах дела указано, что в один из дней (точная дата скрыта. — Прим. ред.) Алексей Апсатаров взял в руки баллончик с краской, надел маску с капюшоном и подошел к машине скорой помощи, на которой была наклеена буква Z. С криками «фашисты» мужчина закрасил букву и несколько раз брызнул краской в лицо медику.
— …был агрессивен, кричал, бил рукой по стеклу автомобиля скорой помощи, размахивал руками, выражался нецензурной бранью, кричал: «фашисты», распылил на машину скорой помощи и в лицо сотруднику скорой помощи краску из баллончика, провоцировал конфликт, на замечания не реагировал, — указано в решении суда.
Мужчину задержали и оштрафовали на 30 тысяч рублей за дискредитацию армии, а за хулиганство Апсатарова арестовали на 14 суток.
На суде мужчина объяснил свою выходку тем, что работал без выходных, выпил и у него случился нервный срыв.
Не виновен
В отличие от уголовного производства, в административном не бывает оправдательных приговоров. В случаях, когда вину человека доказать не удалось, суд принимает решение о прекращении производства по делу. За прошедший год суды приняли 8 таких решений, только по 5 из них суды опубликовали решения.
Например, в апреле 2022 года в Нижневартовский районный суд поступил протокол на полного тезку блогера Алексея Крецула. Рассмотрев дело, суд не нашел нарушений в действиях Крецула и прекратил производство по делу. В чем именно обвиняли мужчину — неизвестно, решение суда так и не было опубликовано на сайте. В сентябре Алексей Крецул попал под частичную мобилизацию, сейчас мужчина ведет блог из зоны СВО.
А в апреле Ханты-Мансийский районный суд прекратил дело Полины Змановской, которая вышла на пикет с плакатом «мир».
— Содержание плаката с надписью — «МИР», с которым Змановская П. Л. находилась в общественном месте, по мнению суда, само по себе не свидетельствует о дискредитации Вооруженных сил РФ, — указано в решении суда.
Впрочем, иногда заявления о дискредитации не находят подтверждения еще на этапе проверки и не доходят до суда. Так произошло в Пыть-Яхе, где директор школы посчитала, что разноцветные косички ученицы — это поддержка Украины и написала заявление в полицию. Однако в ходе проверки выяснилось, что волосы ребенка никак не дискредитируют армию.