Осенью этого года из колоний разных регионов России ЧВК «Вагнер» начала забирать заключенных для участия в спецоперации на Украине. Спустя некоторое время начали приходить похоронки и цинковые гробы. Среди первых погибших сидельцев в ХМАО был Валентин Кобзарь из Пыть-Яха, он отбывал срок за попытку сбыта наркотиков. До «звонка» ему оставалось сидеть всего три года.
Бывшая жена Валентина София рассказала журналисту 86.RU, что из-за пробелов в законодательстве дети заключенного фактически лишены права на компенсации, которые выплачивает ЧВК «Вагнер» представителям погибших, и льгот от государства.
Гробовые «Вагнер», по словам заключенных, их жен и родственников, выплачивает «черным налом» тем, кого сиделец указал в некой расписке, и даже через суд получить часть суммы законные наследники не могут.
— Мне родственники Вали сразу сказали, что денег я якобы не увижу. Он в расписке написал сестру и отца, — говорит София. Эту же информацию подтверждают и другие родственники заключенных и осужденные, называя документы, которые подписывают зеки, то завещанием, то распиской.
— Сразу озвучивается, что зарплата, выплаты за участие в боевых действиях и при гибели будут наличкой тем, кого укажешь, — говорит один из заключенных.
У Валентина и Софии двое детей, младшему сыну 5 лет, старшей дочери — 7. Несколько лет назад девочка перенесла сложную операцию на сердце и 4,5 года находилась на инвалидности.
— Операция была довольно опасная. Останавливали сердце, удаляли огромную аневризму, зашивали, потом запустили сердце. Хирурги были от бога и смогли подобраться к сердцу через разрез, если бы не смогли, пришлось бы ломать ребра. Дочери было 2,7 года. Сейчас ей всё еще нужны реабилитации, младший сын не ходит в садик — тут нет мест банально из-за беженцев. Я вынуждена сидеть дома с детьми и сейчас зарабатывать не могу, — рассказывает женщина.
По словам Софии, дедушка и бабушка в жизни внуков никогда особо не участвовали, они платили алименты за сына, но на встречах никогда не настаивали. Бывший муж же, наоборот, был очень привязан к старшей дочери, даже после разрыва с Валентином и суда — Кобзаря отправили в колонию на 6 лет и 8 месяцев — Софья вместе с детьми регулярно приезжала к нему на краткосрочные свидания, чтобы дети видели отца.
В последний раз они встречались летом, когда Кобзарь перевелся из тюменской колонии в краснодарскую, чтобы быть ближе к детям.
— Он ни слова мне не сказал, что собирается в «Вагнер», ничего не говорили и его родственники. У меня муж кадровый военный, и тренировочный лагерь «Вагнера» находится недалеко от части. Если бы мы знали, то отговорили бы его, — говорит Софья.
Кобзарь был осужден в 2019 году. Под обшивкой автомобиля молодого человека изъяли около половины грамма соли (синтетический наркотик α-PVP). София считает, что сообщить полицейским о наркотиках могла девушка, с которой он жил и вместе употреблял, она сама занималась торговлей психотропами и якобы была задержана правоохранителями за несколько дней до того, как взяли Валентина.
— По его рассказам, эта девушка дала наводку на него, ее задержали и вынудили сдать кого-то еще. Сам он говорил, что не знал, что она делает закладки и был ни при чём. По другой версии, он сам взял у нее наркотики. Как было на самом деле, никто не знает, — говорит София.
Валентин Кобзарь воевал всего неделю, он погиб от разорвавшегося возле него снаряда. В справке о смерти написано, что боец скончался от размозжения головы. Тело Валентина не могли вывезти с поля боя около двух месяцев.
— После известия о смерти Вали я сразу позвонила его родителям, хотела приехать на похороны, но мне сказали: «Сиди, не рыпайся уже», меня прям пускать не хотели. Отец Валентина мне подтвердил, что выплаты есть, и сказал, что дети их не получат. У меня было ощущение, что сестра на заднем фоне говорит, чтобы отец Вали лишнего не сболтнул, когда я спрашивала про деньги, он не назвал точную сумму, ничего, — вспоминает София.
Сами представители ЧВК «Вагнер» в телефонных разговорах (записи переговоров имеются в распоряжении редакции. — Прим. ред.) также подтверждали, что выплаты есть, и сообщали, что получить их может только представитель, указанный в расписке.
— От ЧВК мы даже документов не можем получить о смерти и подтверждение о том, что он являлся участником спецоперации, но сами сотрудники подтверждают, что все эти документы есть. Из колонии на мой запрос о том, куда пропал мой бывший муж, я получила отписку, — рассказывает София.
София нашла одного из представителей частной военной компании в Екатеринбурге. В переписке мужчина ответил ей, что, скорее всего, нет шансов получить документы от военной компании. Для оформления льгот нужно свидетельство о смерти и подтверждение, что Кобзарь действительно погиб в СВО, но чтобы «Вагнер» что-то предоставил, якобы нужно знать позывной, звание, место дислокации и подразделение. Никакой информации об этом у Софии нет, а на руках только фото справки и свидетельства о смерти.
В ответе УФСИН по Краснодарскому краю написано (копия документа имеется в распоряжении редакции. — Прим. ред.), что ведомство не может предоставить данные о перемещении заключенного по причине того, что якобы сам Кобзарь не подал заявление о передаче данных третьим лицам.
— Данную информацию в отношении гражданина Кобзаря Валентина Валентиновича 1995 года рождения предоставить не представляется возможным, так как от него не поступало заявления о том, что он не возражает против передачи информации о себе вам, — пишет помощник начальника УФСИН по Краснодарскому краю по соблюдению прав человека Алексей Гайдаш.
Сама София утверждает, что писала обращение от лица своих несовершеннолетних детей, официальным представителем которых она является.
— В итоге мы нигде концов найти не можем. Юристы утверждают, что в суд обращаться бесполезно, потому что ты не докажешь факт выплат. Я хотела хотя бы льготы оформить, чтобы получить место в детском саду для младшего сына, — объясняет бывшая жена заключенного.
После развода с Валентином София снова вышла замуж. Сейчас она и дети фактически живут на зарплату мужа-военного, у которого двое детей от первого брака. Зарплата — около 45 тысяч рублей. Женщина пытается оформить единовременные выплаты и пособия.
— Фактически февраль у нас голый. Я не знаю, чем я завтра буду кормить детей, а еще различные кружки, на которые уходит порядка 10 тысяч в месяц, а в марте будет уходить 17 тысяч, плюс дочь мы отдаем в частную школу, потому что здесь ощутимая социальная напряженность из-за большого притока беженцев, — рассказывает бывшая жена погибшего заключенного.
По словам руководителя юридической фирмы «Альянс» Кристины Мамыкиной, основная сложность состоит в том, что сама ЧВК «Вагнер» не имеет официального статуса и дети погибших бойцов могут претендовать только на пенсию по потере кормильца.
— Если бывшая жена будет судиться, то тут существуют свои сложности. ЧВК «Вагнер» не дает какой-либо информации о своих бойцах, они не подтвердят участие военного в спецоперации в качестве бойца. «Вагнер» не имеет какого-либо правового статуса и каких-либо льгот или поддержки семьям военнослужащего от государства нет, в отличие от если бы он пошел в зону СВО от Министерства обороны, — говорит юрист.
Уполномоченный по правам детей в ХМАО Людмила Низамова сообщила, что в аппарат обращений по поводу выплат от ЧВК «Вагнер» не поступало и механизма решения подобных проблем просто нет.
— К нам никто не обращался по этому вопросу из числа родственников заключенных и бойцов ЧВК. Мы в этом вопросе не разбирались, потому что нет заявлений от представителей наследников, — объяснила Низамова.
Неделю назад президент России Владимир Путин встречался с детским омбудсменом Марией Львовой-Беловой. Львова-Белова заявила о социальной несправедливости в части льготного обеспечения семей бойцов частных военных компаний. Президент поручил ей разработать предложения по этому направлению.
— Рассматриваем этот вопрос, так что вы попали прямо в точку и все ваши предложения по этому направлению просто сформулируйте. Мы учтем их, — цитирует Путина ТАСС.
После появления новых норм закона, возможно, семьи бойцов ЧВК получат льготы, однако будет ли скорректировано законодательство в части получения компенсаций, которые составляют от 5 до 7 миллионов рублей, до сих пор неясно. Жители разных регионов России пытаются судиться за выплаты ЧВК «Вагнер» уже не первый год, но судебная практика такова, что получить деньги законным наследниками, не указанным в расписке, невозможно.
Осенью правозащитники и родственники осужденных сообщили, что из колонии ХМАО отправились на СВО около 100 заключенных. Сидельцы из разных регионов России в начале года ждали очередных визитов представителей ЧВК, но глава «Вагнера» сообщил, что больше не набирает зеков.
Югорские заключенные уходят в зону СВО по разным причинам. Валентин Кобзарь отправился на Украину, чтобы заработать денег. В ХМАО «Вагнер» вербовал осужденных за нанесение тяжких телесных повреждений, угрозу убийством и другие тяжкие и особо тяжкие преступления. Один из погибших заключенных страдал серьезным психическим заболеванием.