1 октября 2022 года в Сургуте начали действовать новые пластиковые транспортные карты. Они были введены вместо денежной выплаты, которую раньше получали льготники, в основном — пенсионеры. Они же оказались недовольны такой заменой и просят администрацию вернуть всё, как было раньше: чтобы власти переводили деньги на карту, а люди сами оплачивали проезд.
Но чаще всего пенсионеры возмущены тем, что из-за нововведения им приходится тратить свои деньги на оплату поездок. Дело в том, что транспортной картой можно оплатить только проезд на автобусе, а они охватывают не все районы города. Там, где не ходят автобусы, приходится ездить на маршрутках, которые принимают оплату только наличными.
Зачем ввели карты?
Новый порядок социальной поддержки был разработан по поручению губернатора Натальи Комаровой. Денежная компенсация, которая раньше предоставлялась раз в квартал, составляла 600 рублей. Она не индексировалась несколько лет, и это вызывало жалобы сургутян. В итоге городские власти вместо увеличения суммы выплаты разработали и внедрили новую форму работы. Теперь на транспортные карты, которые были выпущены для всех льготников, имеющих на них право, перечисляется сумма, эквивалентная 40 поездкам на автобусе. На данный момент это 1120 рублей.
— Карты действуют с 1 октября в городском пассажирском транспорте общего пользования на маршрутах, работающих по регулируемым тарифам. Ранее от жителей неоднократно поступали жалобы на отсутствие индексации данной денежной компенсации. Новый механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки позволил увеличить ее размер. Раньше компенсации хватало на 21 поездку в квартал. Новые транспортные карты рассчитаны на 40 поездок в аналогичный период. Новый механизм повысил доступность городского пассажирского транспорта в условиях роста тарифов, так как количество поездок теперь не зависит от увеличения стоимости проезда, — пояснила заместитель директора департамента городского хозяйства администрации города Анна Коршунова.
Решение заменить денежную выплату на реальные поездки в городском транспорте было принято еще и потому, что далеко не все получатели этой меры соцподдержки постоянно проживают в Сургуте или уезжают на длительное время, преимущественно летом, в другой регион. Есть и те, кто вовсе не пользуется общественным транспортом.
Автобус — в каждый район
Транспортная сеть Сургута в настоящий момент насчитывает 45 регулярных маршрутов. Из них в 37 применяется регулируемый тариф (городские автобусы) и в 8 — нерегулируемый (маршрутки). В мэрии сообщили, что проблема с отсутствием автобусных маршрутов в некоторых микрорайонах Сургута скоро будет решена.
— Программой модернизации муниципального пассажирского транспорта в 2023 году предусмотрена оптимизация маршрутов регулярных перевозок. Весь пассажирский транспорт перейдет на регулируемый тариф. Это позволит отдельным категориям населения использовать транспортные карты на всех муниципальных маршрутах, — пояснили в администрации города.
Тем не менее процесс оптимизации городской автобусной сети вызвал опасения у депутатов Сургута. Так, Димитрий Нечепуренко на недавнем заседании думского комитета по социальной политике предостерег мэрию от сокращения числа автобусных маршрутов, которых и так не хватает.
— В Сургуте нужно думать не о том, как сократить число автобусов, а как его увеличить. Мой избирательный округ, например, это удаленные части города — поселки Таежный, Дорожный, Лунный и так далее. И общественного транспорта там катастрофически не хватает, именно автобусов большого класса. Зимой люди едут в садики, школы, больницы с санками, с колясками и в малый класс транспорта они просто физически поместиться не могут, тем более в утренние часы, когда все в основном еще и на работу спешат.
Чиновники пояснили, что сокращать количество автобусов не планируют, но намерены избавиться от задвоенных маршрутов — то есть тех, по которым ходят и автобусы и маршрутки.
— Дело в том, что у нас в городе много маршрутов, которые задвоены. Оптимизация и подразумевает, что у нас в городе автобусы будут равномерно распределены по всем районам Сургута. Ближе к маю у нас уже будет ясна картина, — сообщила Анна Коршунова.
На что еще жалуются обладатели транспортных карт?
Между тем проблема нехватки автобусов не единственная, с которой столкнулись обладатели транспортных карт. Одна из пенсионерок Сургута пожаловалась, что при поездке на автобусе оплатила проезд, а вот когда возвращалась обратно, терминал показал, что лимит по карте исчерпан — пришлось заплатить наличными.
Что делать в таких случаях, пояснил директор управления информационных технологий Павел Зыков:
— На самой карте указан номер технической поддержки, горячей линии, так скажем, куда можно обратиться и получить всю информацию о том, где карту можно проверить или заменить. Если был какой-то сбой, мы исправим. В крайнем случае можно обратиться с заявлением в МФЦ, чтобы выдали новую карту. Заявление приходит к нам, мы проверяем карту и выдаем новую.
Еще одна пенсионерка посетовала, что по состоянию здоровья ей тяжело передвигаться на общественном транспорте и раньше она тратила денежную компенсацию для оплаты поездок на такси.
Данный случай прокомментировали в управлении бюджета и отчетности администрации города.
— В категорию людей, получающих эту компенсацию, не входят люди с ограниченными возможностями здоровья. Как раз инвалиды всех групп получают единовременную денежную выплату. Также для передвижения граждан с ограниченными возможностями соцслужба предоставляет социальное такси. Если женщина не является инвалидом, то транспортная карта, выданная ей, не предназначена для оплаты такси. Эти средства предполагались исключительно для компенсации расходов передвижений на общественном транспорте Сургута.
В настоящий момент для льготников Сургута, к которым относятся пенсионеры, дети, потерявшие кормильца, и почетные жители муниципалитета, изготовлено 28,6 тысячи транспортных карт. Более 14 тысяч человек их уже получили и совершили 35 тысяч поездок в октябре. В среднем получается 2,5 поездки на человека. Но есть те, кто уже выкатал больше половины лимита, то есть совершили больше 21 поездки на городских автобусах.
Тем, кто не получил уведомление о получении транспортной карты по Почте России, нужно обратиться с заявлением в МФЦ.
В целом в данный момент у жителей города, как и у 86.RU, остается ряд вопросов. Например, почему новый механизм социальной поддержки в виде транспортных карт был введен за 8 месяцев до новой схемы общественного транспорта, почему Сургут не рассмотрел опыт соседних территорий? Например, в Тюмени аналогичные карты работают успешно, как в общественном, так и в коммерческом транспорте. Возможно, муниципальные власти готовы предложить сургутянам в 2023 году принципиально новый подход работы в этом направлении. В одном из наших следующих материалов мы расскажем, как менялось с годами видение чиновников Сургута относительно схемы общественного транспорта города и какие нововведения ждут жителей уже в самом ближайшем будущем.
Ранее 86.RU подробно рассказывал, как принималось решение о замене социальной выплаты на транспортную карту.