Вместе со снегом в Югре весной каждый год внезапно для автомобилистов тает асфальт. На дорогах образуются огромные лужи, а под ними — глубокие ямы, которых не видно из-за воды или снежной каши. Югорчане оставляют на дорогах бамперы, портят колеса и ходовую часть. Есть ли способ решить эту проблему в ХМАО и куда обращаться, если всё же угодил колесом не туда?
Как чувствуют себя дороги во дворах или их вовсе уже нет?
Пожалуй, в любом городе Югры по весне можно увидеть одну и ту же картину: ухабы, кочки и ямы, а если заглянешь во дворы, то сразу хочется схватиться за сердце — колеи такие, что добраться до подъезда порой невозможно, не протаранив припаркованные машины. Соцсети с приходом тепла пестрят одним и тем же — жалобами на уплывающий вместе со снегом асфальт. Такие видео размещают в Сети сургутяне.
— Проезжая через двор Мира, 3, во дворе яма на яме. И как дальше ездить, куда уходят наши налоги, почему так безответственно относятся чиновники? Ведь и так жизнь недешевая, а на ремонт ого-го как много нужно денег, чтобы достойно ездить на авто. Думаю, что не я первый попал так! — пишет горожанин в Сети.
На Нефтеюганском шоссе жители Сургута несколько дней назад вообще пробили колесо. Визуально яма вроде неглубокая, но и этого хватило.
В соседнем Нефтеюганске в ямах на дорогах застревают даже большегрузы. Оказывается, ее вырыли коммунальщики в прошлом году, но забыли выровнять.
А в Когалыме во дворе на улице Степана Повха застрял целый мусоровоз. Грузовичок не смог выбраться из снежного плена, как уж тут быть владельцам легковушек.
— Эта яма образовалась из-за того, что не чистили снег как положено. Эту сторону вообще не очищали от снега! Машины очень много раз попадали в эту яму и оставляли там бампер! Везде бугры, ямы от снега, на дороге невозможно проехать, ставить машины уже негде. Начинает таять снег, как тепло, там ямы с водой! Требую почистить снег в ближайшие сроки!
Следующие кадры уже из Мегиона. Там жители тоже постоянно жалуются на качество дорожного полотна, которое изуродовано дырами после зимы.
— Каждый год эта история. Заплаты растаяли со снегом, появились новые дыры. Денег нет. А у мэра и депутатов зарплата выросла. Новый мэр, схема старая, — пишет Ольга Соколова.
— Хороший асфальт на дороге не валяется, — отшучивается Юрий Ионин.
Жители Пыть-Яха боятся, что мост, связывающий два микрорайона с центром города, может обрушится. Трафик тут приличный: помимо жителей, каждый день тут ездят десятки, а может, и сотни большегрузов. Под мостом находятся и ж/д пути, поэтому проезжающие поезда и их пассажиры тоже в опасности.
— Проехать невозможно от слова совсем, начали работать летом, всё бросили и уехали отдыхать, а про народ забыли. Неужели настолько трудно засыпать щебень хотя бы? С утра пробки бывают, — пишет один из горожан.
— На мосту вообще нет живого места. Когда на автобусе едешь, то видишь, как водители выезжают на встречку, чтобы в яму не попасть. Этот мост аварийный, его ремонтируют регулярно, но толку в этом никакого, потому что круглосуточно ездят огромные фуры и грузовики. Что толку от замазывания ям?! — добавляет другая горожанка.
Ангелина Константинова из Пыть-Яха и вовсе собиралась подавать в суд на мэрию из-за пробитых колес и поломок в ходовой части после встречи с ямой. По словам Ангелины, она такая не одна: уже двое ее знакомых попали в такую же ситуацию.
— Тут все постоянно бьются. Мне пока насчитали 41 тысячу ущерба. Мы вызвали инспекторов ГИБДД на это место, но они отказались регистрировать яму, якобы потому что там лужа. В ГИБДД сотрудник же сказал, что якобы я сама виновата, что не учла дорожные и погодные условия, при этом никакой экспертизы не было. В итоге мы чиним машину сами, — рассказывает 86.RU девушка.
На трассах картина не лучше, можно угодить в серьезное ДТП
На трассах ситуация тоже оставляет желать лучшего. Мэр Стрежевого Валерий Дениченко опубликовал видео, где предупредил жителей региона об огромном количестве ям на трассе между городом в Томской области и Нижневартовском.
— После границы Томской области с ХМАО на дороге несколько серьезных выбоин. Счет пробитых колес идет на десятки. Коллеги из ХМАО сообщали, что к ямочному ремонту приступили. Мы сами не один раз видели за последние две недели на дороге мобильную бригаду, которая занимается ремонтом. Но до всех ям еще дойти не успели, — рассказал градоначальник.
Оставляет желать лучшего и дорога из Сургута в Угут, там также яма на яме на протяжении десятков километров. Водители и пассажиры едут как по стиральной доске.
— Если вы соберетесь ехать в Eгут, то аккуратнее, пожалуйста. Тут прям жесть, а не дорога. Такая дорога на протяжении километров 40, наверное, вот поэтому аккуратно — всё разбито, — начинает свой рассказ сургутянка Елизавета Кроморенко.
Как депутаты пытались решить проблему дорог в малых городах
Если в крупных муниципалитетах Югры большие проблемы во дворах, а ямами покрыты межквартальные проезды, то в малых городах огромные дыры в асфальте можно встретить и на центральных улицах. По мнению депутата думы Югры Халида Таги-заде, такая ситуация складывается, потому что округ недостаточно финансирует ремонт и строительство дорог местного значения.
— Сейчас финансирование осуществляется по системе 50/50 — это невыполнимое условие для муниципальных образований, а денег по национальной программе «Безопасные и качественные дороги» часто хватает только на крупные города. Я лично предлагал изменить соотношение для малых городов, таких как Мегион, Лангепас, Пыть-Ях, Радужный, Югорск, вопрос выносил на комитет по охране окружающей среды, экономической политике, промышленному, инновационному развитию и предпринимательству. Соотношение финансирования между округом и муниципальным образованием должно быть изменено в сторону улучшения для муниципальных образований, то есть 90 — от региона, а 10 — от города хотя бы. Правительство упорно не поддерживает эту идею, — говорит Таги-заде.
По словам Таги-заде, люди в малых городах очень недовольны состоянием дорог, но проблема никак не решается, поэтому растет недовольство местными и окружными органами власти.
Как действовать, если угодили в яму и повредили машину?
По словам юриста Сергея Иванова, известного в Сургуте по блогу «Честный гаишник», чтобы взыскать с ответственных деньги за яму, нужно постараться — во-первых, сразу же запечатлеть на камеру всё по максимуму.
— Алгоритм такой: если вы попали в ДТП, остановиться, зафиксировать на видео и сделать фотографии. Если других участников ДТП нет, то позвонить в ГИБДД и зафиксировать там факт недостатка уличной дорожной сети, потому что сотрудникам необходимо определить пользователя дорог либо того, кто ее обслуживает. Может случиться так, что эта дорога вообще ничья, значит иск придется подавать в адрес администрации, — говорит Иванов.
В идеале, говорит юрист, нужно дождаться сотрудников ГИБДД дорожного надзора, чтобы они замерили яму и проверили, соответствует ли она стандартам недостатка дорожной сети. После этого владелец пострадавшей машины должен обратиться в страховую компанию и получить отказ в выплатах. Затем сделать независимую экспертизу и обратиться в суд за компенсацией вреда.
— Эксперты устанавливают причинно-следственную связь. В любом случае есть правила и мы должны вести транспортное средство с учетом дорожных и метеорологических условий. Дорожные условия — это в том числе и ямы. Если пользователь дороги либо ГИБДД установили знак ограничения скорости, где ям очень много, а водитель злоупотребляет, двигаясь, допустим, 90 км/ч, то эксперт это установит и вина будет на водителе, — сказал в заключение эксперт.
Ранее мы рассказывали, что в Югре тонут трассы, тротуары и дома, а города заливает талыми водами. Автомобилисты и пешеходы преодолевают водные преграды, а дорожники тем временем срочно решили начать ямочный ремонт.