«Прорывной» по документам приют для животных в Мегионе, который «станет спасением от лютых холодов и голодной смерти», оказался объектом временного содержания. Жители активно голосовали, чтобы бездомных животных забирали с улиц, но долгожданный объект не приспособлен для этого. Депутат городской думы Мегиона Виктор Макаров и зоозащитники АНО «Юта-ЛапУсик» обратились за помощью к губернатору Наталье Комаровой, а также в прокуратуру с просьбой проверить затраты в 12 млн рублей на строительство вольеров. Также предстоит разобраться, почему городу обходится отлов одной собаки в 30 тысяч рублей.
Острая проблема бездомных собак стоит в Югре не первый год. Что делать с животными — этим вопросом вновь и вновь задаются жители и чиновники после очередной трагедии. Год назад в Мегионе зоозащитники вздохнули с облегчением, мэрия подала заявку на участие в инициативном бюджетировании и получила средства на строительство приюта для животных. Предложение было позитивно воспринято местными жителями, люди активно голосовали за проект.
Но не все. Учредитель организации помощи животным Юлия Бахарева голосовала против и сейчас подготовила список необходимых изменений для запуска готового объекта. Зоозащитница рассказывает, что с предложением о приюте и готовым проектом обращалась к чиновникам несколько лет подряд.
«Я предлагала взять хотя бы отдельные конструкции из проекта, воспользоваться наработками и продуманными решениями», — рассказывает Юлия Бахарева.
Весной 2020 года администрация выделила 10 тысяч квадратов под приют, но вместо дорогостоящего и продуманного проекта воспользовалась типовым, который не требует согласований. Так, вместо приюта появился проект объекта временного содержания животных, где кроме вольеров нет ничего, даже туалета.
«Никто не предполагал, что произойдет подмена понятий, что приют в итоге оказался объектом временного содержания животных. То есть построили что? Место, где животных стерилизуют, чипируют и отпустят обратно».
На участке в 10 тысяч квадратов для животных огородили площадку в 2,8 тысяч и обнесли забором, который даже по нормам ниже необходимого, через такой может перепрыгнуть крупная собака. Капитальных построек нет: ни медпункта, ни зоны карантина, ни столовой, ни административного здания, нет даже туалета. Места для выгула собак также не предусмотрено. Хотя на сайте администрация города сообщает, что «планируется произвести отсыпку территории, оградить участок, сделать наружное освещение, соорудить вольеры и построить бытовое помещение для обслуживающего персонала».
«Эта стройка обошлась примерно в 11–12 млн рублей. При этом отсыпка якобы бесплатно, забор от «Мегионнефтегаза», вагончики тоже не входят в стоимость. Даже навскидку обывателя эта работа не стоит 12 млн рублей», — глава организации помощи животным «Юта-ЛапУсик» Юлия Бахарева.
Сейчас на территории находятся 200 вольеров, построенных по чертежам управления капстроительства. Но и к ним есть вопросы. Например, высота в три метра не оправдана, достаточно было и двух. Будки для собак сделаны слишком большие, животные не смогут там обогреть себя. Крыши не съемные, как предполагалось. Сетки на дверях не укреплены, что предполагает неминуемый ремонт. Нет не только площадки для выгула, но и площадки для мусора.
«Многие люди считают, ну что там, в будку натолкал сена, собачку засунул и все, но тут ничего нет для людей, они как тут будут работать? Нет даже санузла. Настолько бездумно все слеплено за достаточно большие деньги. Вот зайти сейчас сюда и что здесь делать?».
Зоозащитники настаивают, их требования совершенно разумны и подкреплены санитарными нормами, объект необходимо дорабатывать. Юлия Бахарева составила план по модернизации на семи листах и 25 января передала главе города, ответа пока нет. Активисты уверены, в таком состоянии приютом никто не заинтересуется, но если его доработать, то можно привлечь и частный бизнес. По мнению Юлии Бахаревой, приют должен остаться в ведомстве города. Если здесь начнут работать НКО или общественники, им в любом случае потребуется помощь муниципалитета, например, в субсидиях на приобретение необходимых предметов для кормления и ремонта. Также волонтеры просчитывают работу нескольких людей на объекте, потому что речь идет о большом количестве животных — 200.
Сейчас на улицах Мегиона и поселка Высокий живут минимум 500 бездомных собак. Трагические случаи показали, что жителям спокойнее, когда животных отлавливают и не возвращают на улицы, но для этого нужны приюты, а не времянки для передержки. Например, в Сургутском районе, где по факту меньше бродячих собак, намерены построить приют для животных за 60 млн рублей.