Ровно год прошел с запуска транспортной реформы в Сургуте. За это время изначально утвержденную схему неоднократно меняли. Реформа стала одной из самых непопулярных за многолетнюю историю города. Кто-то считает ее ошибкой, другие — необходимостью. Мы вспомнили, как развивались события, связанные с введением транспортной реформы в Сургуте, и спросили горожан, что они думают о ней спустя год.
Зачем затеяли транспортную реформу
О транспортной реформе сургутянам сообщили в начале прошлого года. Было объявлено, что в городе начнут курсировать три категории автобусов. Магистральные — наиболее часто используемые сургутянами. Городские — те, которые будут ходить в отдаленные микрорайоны. И третий вид — дачные. Число маршрутов при этом сокращалось с 45 до 28. Таким образом, в Сургуте решили избавиться от задвоенности и затроенности некоторых маршрутов.
По словам на тот момент главы города Андрея Филатова, маршрутная сеть не менялась в Сургуте более 20 лет. Город вырос, и изменения сети пассажирских перевозок были неизбежны.
— Существующая система общественного транспорта вызывает много критических замечаний. Социология показывает, что только треть сургутян она устраивает. В ряде микрорайонов наблюдается излишнее насыщение маршрутами, а в некоторых — новых или отдаленных территориях — маршрутов нет вовсе, — сообщил тогда Андрей Филатов.
Разработкой новой транспортной системы Сургута занималась госкорпорация «ВЭБ.РФ», соглашение с которой Андрей Филатов подписал в 2021 году в Москве. До сих пор неизвестно, сколько денег на это было потрачено. К тому же горожане так и не поняли, откуда взялись социологические исследования, ведь масштабного опроса жителей городские власти не проводили.
Сургутяне приняли транспортную реформу в штыки еще до начала ее внедрения. Горожане были не согласны с тем, что автобусы перестанут ходить по маршрутам, которые действовали в городе десятилетиями. Люди просили оставить всё как есть и просто добавить несколько маршрутов в новые микрорайоны. К тому же нововведения предполагали, что жителям придется совершать пересадки из автобуса в автобус, чтобы добраться до пункта назначения. Этот факт также вызвал настоящую волну негодования. По мнению многих, в городе, где 8 месяцев в году дожди и мороз, это недопустимо.
Запуск транспортной реформы
Реформу всё же запустили, хоть и с опозданием почти на три месяца от первоначальных планов. Еще до этого события в администрации создали специальную комиссию, которая стала рассматривать претензии сургутян на общественный транспорт. Жалобы жителей посыпались лавиной. Свои гневные комментарии люди оставляли под каждым постом администрации в соцсетях, даже не связанных с транспортом. Подобные высказывания звучали в адрес мэрии целый год:
— Наша так называемая администрация забила на пассажиров, им всё равно, как люди добираются до работы, поликлиники, сколько ждут автобуса. Два нормальных маршрута и то старые — 45-й и 47-й, остальные — просто какой-то бред, нарезают круги по городу. Раньше нужно было проехать две остановки, чтобы попасть в нужное место, теперь — двадцать две.
— Вы хоть немного к людям прислушиваетесь? Автобусы ходят пустые, вы зря сжигаете топливо. Маршруты никому не понятны и не удобны, люди вас ругают, возмущаются, кондукторов нет, водителей отвлекают вопросами. Прошу, сделайте опрос горожан, поработайте над маршрутами, и люди вам скажут спасибо, а пока один негатив.
Комиссия при департаменте городского хозяйства собирала все поступающие от сургутян вопросы, предложения, жалобы и рассматривала их коллегиально, с учетом мнения экспертов и общественников. В начале марта 2024 года в Сургуте создали единый городской диспетчерский центр управления общественным транспортом, заработал чат-бот для жителей.
Транспортная схема города спустя год
Сейчас в городе курсируют 30 городских маршрутов. Произошло увеличение их количества в отдаленные поселки — Дорожный, Таежный и Лунный. Но жалобы продолжают поступать, в основном они связаны с работой автобусов № 18, 26, 13, 61, 68 и 49. До конца второго квартала администрация обещает внести изменения еще по трем направлениям движения автобусов — № 10, 36 и 99.
После ухода с поста главы Сургута Андрея Филатова в конце апреля 2024 года, председатель думы Максим Слепов, сказал, что транспортная реформа, начатая мэром, станет толчком для создания транспортного каркаса города. Мы поинтересовались, что думают горожане о нововведениях спустя год.
— В целом за год стало намного лучше. Городские власти к людям, хоть не сразу, но прислушались. Появилось несколько новых маршрутов. Какие-то продлили и изменили. Они стали охватывать, как и раньше, большую часть города, — поделилась Екатерина Быкова.
— До сих пор непонятно, как доехать с Захарова в район НГДУ. Также не знаем, как добираться до детской поликлиники «Геолог», — рассказала Татьяна Перлова.
— Я каждый раз теряюсь, когда нужно проехать на общественном транспорте. Много-много лет были удобные маршруты, их знали мои родители, я и мои дети. Сейчас, конечно, до сих пор ужас. Ни одной знакомой цифры на автобусах. Конечно, понятно, что нужно время. Но такое ощущение, что пока изучишь все маршруты, пройдет лет 10, — поделилась Анжелика Петрова.
— Может уже хватить издеваться над людьми? Услышьте нас! Где мозг у руководителя, который ставит один автобус на линию (сейчас говорю о 22-м маршруте). Автобус должен ездить каждые 20 минут, а по факту — каждые полтора часа. Это что, проверка людей на прочность? — задает вопрос мэрии сургутянка.
— Приходится ездить на такси. Дорого, но я другого выхода не вижу пока. В маршрутах городских автобусов черт ногу сломит, — считает Сергей.
Очевидно, что до идеальной схемы общественного транспорта Сургуту еще ехать и ехать. Видимо, эти вопросы будет решать уже новый глава Сургута, которого выберут в июле.
В настоящее время для сургутян создан чат-бот, который помогает подобрать удобный маршрут. На транспортном портале можно воспользоваться приложением и самостоятельно выбрать точки А и Б. Вам предложат все возможные маршруты. Можно позвонить в call-центр. Операторы также помогут подобрать удобный маршрут. Связаться с call-центром можно по телефонам: 8 800 200-64-31 и 8 (3462) 55-00-31.
Как вы считаете, транспортная реформа в Сургуте оправдала себя?