Сургуту нужны четыре современных транспортно-сортировочных узла: воздушный, железнодорожный, автомобильный и речной. Два первых на сегодняшний день не отвечают запросам города, двух последних вообще не существует, хотя генпланом они предусмотрены. Вопрос о состоянии транспортно-логистической инфраструктуры города обсудили на заседании думы Сургута по городскому хозяйству.
Железнодорожный вокзал
Весной прошлого года в Сургуте произошло эпохальное событие — снесли здание железнодорожного вокзала площадью почти шесть тысяч квадратных метров. Оно было построено в 1988 году. В комплекс входили кассовый зал, два зала ожидания, комнаты отдыха для пассажиров, ресторан и багажное отделение. Здание уже давно морально устарело и не отвечало современным требованиям. Первые попытки начать реконструкцию случились в 2016 году, в 2021-м — РЖД и Фонд развития Югры подписали соглашение о реконструкции железнодорожного комплекса Сургута с софинансированием работ 50 на 50.
Проект обновления вокзального комплекса Сургут включает реконструкцию самого здания вокзала, благоустройство территории и другие работы. Предусмотрена модернизация всех инженерных сетей: вентиляции, кондиционирования, освещения, теплоснабжения. После окончания работ общая площадь вокзального комплекса увеличится почти в два раза, в том числе вырастет площадь залов ожидания. Для удобства пассажиров будет внедрена централизованная система информирования, в залах ожидания появятся современные посадочные места с возможностью подзарядки мобильных устройств. А само здание вокзала будет красиво подсвечиваться.
Такие радужные перспективы обрисовали сургутянам представители РЖД. Однако по факту вокзал снесли, а строить новый за год так и не начали. По последней информации, возведение нового здания начнется только в третьем квартале 2024 года. Однако такие невнятные сроки совсем не воодушевляют городских депутатов.
— Фраза: «Мы начнем строиться в третьем квартале 2024 года» звучит туманно, потому что, когда ты собираешься строить в течение двух месяцев, ты точно знаешь дату, когда ты начинаешь. А если ты формулируешь ее кварталами, это, скорее всего, плюс-минус еще квартал, — прокомментировал информацию, которую озвучили на заседании чиновники администрации, Владимир Болотов.
Ж/д вокзал + автовокзал
Вопрос возведения в Сургуте полноценного межмуниципального и городского автомобильного вокзала стоит на протяжении последних 15–20 лет. За это время какие только варианты его размещения не обсуждались. Сначала рассматривалась территория бывшего речного вокзала, но не получилось. Потом автовокзал предполагалось возвести на въезде в Сургут в районе Грибоедовской развязки, но эта инициатива вызвала резко негативную реакцию жителей.
В конце 2022 года окружные власти договорились с РЖД о строительстве автовокзала рядом с железнодорожным, таким образом создав транспортно-пересадочный узел с одновременным предоставлением услуг автомобильным и железнодорожным транспортом. Только время идет, а проект автовокзала общественности и депутатам так и не показали. Непонятно, как на довольно небольшом земельном участке смогут разместиться автобусы большого класса, а также личный транспорт пассажиров и такси.
— Не заинтересована компания РЖД в нашем автовокзале. Никому не нужно все эти наши проблемы решать. Зачем? Железная дорога есть. Поезд пришел, все вышли, и до свидания. Кто как будет добираться, никого не интересует, — считает депутат Евгений Барсов. — И какой-то еще тут автовокзал нам сейчас сунут. Места там вообще нет, но мы же не маленькие дети и прекрасно понимаем это. Если посмотреть на автовокзал, с которого нефтяники своих рабочих развозят, так там площадь такая, как весь наш аэропорт. Я уже вижу вашу убежденность в том, что мы сейчас на них надавим, они там как-то его втиснут, и это будет небольшая такая, как говорится, проблемка, которую мы порешаем. Но я недавно там был. Там вообще сейчас просто автомобили стоят без автобуса, а места нет. Надо делать красивый автовокзал!
Автовокзал + речвокзал
Еще один вариант, который рассматривается — объединить авто- и речвокзалы. Здание последнего снесли в Сургуте много лет назад, а новое так и не построили. Навигация в Сургуте — дело сезонное, поэтому вроде бы острой необходимости в отдельном строении нет. Но, по мнению многих общественников и депутатов, в быстроразвивающемся городе такой объект инфраструктуры всё-таки должен быть. Автовокзал + речпорт мог бы стать идеальным вариантом. Автовокзал может работать круглый год, а речвокзал — летом, когда по Оби курсирует водный транспорт. Но и тут есть проблема.
— Я бы обеими руками поддержал эту идею, но в настоящий момент у нас нет продолжения улицы Югорской. Если бы она была продолжена до Восточной объездной дороги, другое дело. А если всё это сейчас кинуть на Черный Мыс, весь этот транспортный поток, будет не очень хорошо, — считает Владимир Болотов.
Аэропорт
Последний проблемный транспортный объект — аэропорт Сургута. Он уже давно не отвечает потребностям города. Во время строительства авиагавань ориентировалась на пропускную способность в 250 тысяч человек, сейчас в год аэропорт обслуживает больше миллиона пассажиров. Очевидно, что стратегический для любого города объект нуждается в обновлении. Вопрос о том, когда это произойдет, депутаты адресовали чиновникам. Выяснилось, что работа в этом направлении идет.
— Что касается реконструкции, округ уже направил предварительную схему размещения дополнительных элементов аэропорта, которые увеличат пропускную способность и улучшат инфраструктуру, в том числе там предусмотрено устройство дополнительных залов для пассажиров, — рассказал директор департамента архитектуры и градостроительства мэрии Сургута Алексей Фокеев. — Это предварительная схема. У нас есть вопросы по ряду моментов, например, водоснабжению. Мы со стороны администрации сформулируем наши замечания, обозначим наше видение. Схема будет дорабатываться.
В итоге после длительных обсуждений решено составить план действий по каждому объекту транспортно-логистической инфраструктуры города. Этим займется администрация. После этого депутаты и специалисты администрации вновь обсудят возможные варианты месторасположения, сроки строительства и реконструкции аэропорта, ж/д, авто- и речвокзалов в Сургуте.
Ранее мы рассказывали, что в Сургуте собираются реконструировать легендарный кинотеатр, а также о начале строительства спорткомплекса и дворца боевых искусств.