Недавно в ХМАО появился новый прецедент борьбы с неугодными оппозиционерами — сначала городские власти доказывают в гражданском процессе факт клеветы, а затем идут уже с заявлением в полицию, которая доводит дело до уголовного преследования. После этого у осужденного отбирают мандат и трибуну, с которой можно критиковать власть. Пионером в этом смысле стал депутат Антон Пантин, на очереди народные избранники из Урая и, возможно, других городов. Разберем эти ситуации с участниками конфликтов и политологами.
Как разворачивалось первое дело против оппозиционного депутата?
Антон Пантин всегда зарабатывал политические очки на противодействии системе властей в Югорске и Советском районе. Он активно критиковал глав городов и поселков, чиновников, заставляя их убирать снег, что-то чинить и разбирать мусорные свалки возле домов. Не чурался депутат и писать доносы на желто-синие заборчики. Он часто ходил по краю, публикуя непроверенную информацию со ссылками на источники, приправляя тексты, казалось, страхующими «возможно» и «не исключено».
Однажды меры предосторожности оказались бесполезны. На Антона написал заявление в суд коллега по думе Югорска — Роман Самохввалова, он обвинил депутата в клевете из-за поста, в котором Пантин сообщил о пьяном вождении депутата и его конфликте с сотрудниками ГИБДД. Начались разбирательства в гражданском суде. Антон пытался провести свою лингвистическую экспертизу и искал специалистов, в итоге требовал, чтобы ее провели эксперты «Уральского регионального центра судебной экспертизы». Они признали текст Пантина недостоверным и порочащим репутацию Самохвалова, а депутата обязали выплатить 40 тысяч морального ущерба коллеге.
— Суд признал клеветой пост Пантина в социальных сетях о том, что Роман Самохвалов якобы в пьяном виде устроил гонку с патрулем ГИБДД. А после задержания угрожал инспекторам депутатским статусом. Было доказано, что Самохвалов не водил пьяным машину. Он сидел на заднем сиденье. Никакого сопротивления не оказывал. Никаких пяти экипажей, от которых в алкогольном опьянении угонял мой доверитель, не было, и никакой погони за машиной не было, — рассказывала адвокат Самохвалова Оксана Рудик, позже она заявит, что намеренно ведет подобные дела до уголовных обвинений.
Затем был уже уголовный процесс, Самохвалов написал на коллегу заявление, чтобы довести дело до появления у оппонента судимости. Пантин почти смог избежать ответственности — в июле
2024 года истекал двухлетний срок давности по клевете, и Самохвалов даже жаловался на то, что следователи затягивают процесс. Тем не менее приговор оппозиционеру вынести успели — штраф 150 тысяч рублей, а впоследствии у него отобрали еще и мандат.
Сейчас Антон Пантин не выпускает никаких критичных постов, на его странице исключительно объявления о продаже жилья и личные фотографии. На звонки журналистов теперь он тоже не отвечает, поэтому мы не смогли узнать его мнение по ситуации. Известно лишь, что Пантин обжаловал приговор в вышестоящую инстанцию, но успеха не добился.
Как масштабируется практика «уголовной борьбы» с несогласными?
После вынесения приговора Пантину напрягся и депутат думы Урая Леонард Насибуллин, сейчас против него подано несколько исков о защите чести и достоинства, которые рассматривает суд в гражданском процессе. Истцов в них защищает тот же адвокат, что и был оппонентом Пантину на судах — Оксана Рудик, ее считают защитником чиновников, нанятым департаментом внутренней политики региона. По словам Насибуллина, Рудик уже пригрозила ему уголовкой и повторением печального опыта Пантина в рамках суда с Еленой Подбуцкой, которая обвиняет депутата в клевете из-за постов.
— Мне адвокат Подбуцкой Оксана Рудик угрожала, что они будут после гражданского процесса добиваться возбуждения уголовного дела на меня. Этот адвокат известна тем, что защищает чиновников, она из Ханты-Мансийска. Подбуцкая потратила уже более сотни тысяч рублей на это дело и хочет взыскать с меня еще 500 тысяч рублей, — говорит Насибуллин.
Подбуцкая обвиняет его в частности в том, что депутат разместил о ней пост, в котором говорилось, что чиновница ранее, работая в школе, за счет субвенций, возможно, приобрела себе квартиру вместо того, чтобы потратить их на премирование сотрудников.
Возможность обращения в полицию после завершения гражданского процесса подтвердила и сама Рудик.
В Урае среди депутатов и чиновников не судятся только ленивые. В этом году в муниципалитете пройдут выборы главы, а он не вылазит из скандалов окружного уровня. Также омрачают картину и суды другого народного избранника — Артема Кукушкина, который подал в суд за распространение порочащей честь и достоинство информации на мэра города Тимура Закирзянова.
Закирзянов написал прошение в думу о привлечении Кукушкина к ответственности за якобы оскорбление сотрудников отдела муниципального контроля администрации. Кукушкин же заявил, что глава города опорочил его честь и достоинство перед депутатами, потому как изменил изначальную формулировку изложения версии событий чиновников.
— Согласно служебной записке, высказывание «Предлагаю разогнать этот никчемный отдел» Иванов посчитал «безосновательным, неподтвержденным и порочившим репутацию его и подразделения», а глава города Урай в своем обращении указал, что я допустил «грубое (оскорбительное) высказывание». Сведения, указанные в письменном обращении главы города Урай, не соответствуют действительности и порочат мою честь, достоинство и деловую репутацию, — пишет Кукушкин.
Сейчас Кукушкин настаивает на публичном опровержении со стороны мэра его заявления, которое спровоцировало вынесение ему депутатами общественного порицания.
Второй судебный процесс у Кукушкина идет с депутатами-единороссами, которые призвали исключить его из комиссии по этике за якобы неэтичное поведение, которое выражалось в оскорблениях коллег. Кукушкин просит привлечь к ответственности авторов призыва Алексея Кочемазова, Рустама Миникаева, Дмитрия Павликова, а также председателя думы Александра Величко.
— В данном «предложении» указано следующее: «Также в думу города, комиссию по регламенту, вопросам депутатской деятельности, этики и наградам думы города Урай регулярно поступают от этих депутатов письма, содержащие недостоверную информацию, запросы в нарушение действующей нормативной базы, либо необоснованные обвинения в нарушении законодательства», — объяснял ситуацию журналисту 86.RU Кукушкин.
Депутат не согласен с исключением, он считает, что такое решение было принято на основании клеветнической информации. Он настаивает на проведении лингвистической экспертизы.
Кроме того, Насибуллин напомнил, что является безработным и сейчас стоит на учете в центре занятости — депутат не может устроиться даже дворником в муниципальное учреждение, потому как не проходит процедур согласования из-за давления властей.
Также с Кукушкиным и снова Насибуллиным судится Владимир Иванов, начальник отдела муниципального контроля. Чиновник оскорбился, что депутаты на одном из заседаний назвали его «бабой в очках» и предложили уволить и «послать подальше из администрации», а кроме того, именовали «никчемным». Кроме того, Иванова возмутило, что это заседание записывалось, а ролик впоследствии был опубликован и собрал десятки «восторженных» комментариев урайцев.
Из иска неясно, что именно и кто говорил Иванову, однако, исходя из размеров компенсаций, можно предположить, что Леонард Насибуллин позволил себе больше нелестных фраз — с него Иванов требует 150 тысяч рублей, а с Кукушкина — 50.
Насибуллин и Кукушкин считают, что эти судебные процессы направлены на их исключение из публичного поля, а депутаты партии власти и чиновники остаются безнаказанными за свои нарушения, суды же идут им навстречу, не вникая в предмет споров.
— Здесь иметь свое мнение, независимую точку зрения чревато последствиями. Минимум — останешься без работы, максимум — на тебя уголовку возбудят. У нас в думе есть две фракции. Я думаю, что после провала на выборах в думу города Урай в 2021 году, возможно, глава Тимур Закирзянов вину за проигрыш переложил на часть депутатов. Необоснованное обвинение Закирзянова и его подчиненной Анастасии Буниной практически парализовало мою работу как депутата на целый год, — говорит Насибуллин.
— Ввиду того, что многие чиновники во многих своих проступках, грехах и преступлениях остались безнаказанны, они еще больше поверили в свою вседозволенность, поэтому и пытаются еще и через суд таким образом убирать неугодных с трассы. Думают, что всё им дозволено. Вот, наверное, так, — добавляет Кукушкин.
Что думает об этом политолог?
Политолог Александр Безделов считает, что случай с Антоном Пантиным стал своеобразным прецедентом для Югры и не только. Этот судебный процесс и последующие должны показать, что депутатов и активистов ждет за бурную критику.
— В каждом городе есть подобные ситуации, но в Югорске и в Урае они показательные и публичные. Я думаю, эти случаи будут примером для всех остальных регионов, муниципалитетов. Мы избежим конфликтов в других городах в силу того, что это будет показательная порка оппозиционных депутатов. Сейчас сама логика взаимодействия привела к появлению конфликтов их с властями. В конечном итоге противостояние привело к выдавливанию наиболее тяжелой силой более слабой, — говорит политолог.
Также политолог считает, что не исключено, что все эти процессы контролирует департамент внутренней политики ХМАО, для которого кейс борьбы с Пантиным стал успешным стартапом для дальнейшей работы с недовольными.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в ХМАО. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.