В минувшее воскресенье полицейские Сургута отработали необычный вызов: представители движения «Альтернатива» и борец с рабством Реми Кехинде сообщили силовикам, что в одной из сургутских квартир насильно удерживается гражданка Нигерии. На месте сотрудники полиции обнаружили девушку, ее сожителя и двух маленьких детей. Правозащитники утверждали, что женщина фактически находится в плену у своего сожителя, однако полицейские не нашли в его действиях состава правонарушения, а сама девушка отказалась подавать заявление.
Позже девушка рассказала правозащитникам, как она оказалась в Сургуте с двумя детьми и почему за помощью обращалась к родственникам в Нигерию.
Осафамен приехала из Нигерии в Россию, чтобы учиться, поступила в один из университетов Москвы. Вскоре подруга познакомила ее с Сергеем, он приехал в столицу из Сургута. Между северянином и нигерийкой начался роман, и Сергей предложил девушке переехать к нему в Сургут. По словам Осафамен, возлюбленный был внимательным и обещал после переезда в Сургут устроить свадьбу.
В 2014 году девушка согласилась на переезд, но выполнять свое обещание Сергей не спешил, всё время находил различные отговорки. В 2016 году у девушки истек срок действия паспорта, ей потребовалось попасть в посольство Нигерии в Москве, чтобы заменить документ. Сначала у мужа не получалось из-за различных проблем, а вскоре девушка забеременела, и у Сергея появилась новая отговорка: из-за беременности лететь нельзя, а без документов пожениться не получится.
— Я хотела родить первую дочку в Африке. Но папа у нее здесь, и я подумала, что через несколько лет она меня спросит: «Мама, а где мой папа?» И из-за дочки я решила: ладно, останусь здесь, поживем вместе — и будет папа здесь, — рассказывает Осафамен.
Обеих дочерей Осафамен рожала в Сургуте, по словам девушки, у детей нет никаких документов, все данные в выписках указаны с ее слов, а в графе «отец» стоит прочерк. По словам правозащитников, после рождения детей Сергей получил полный контроль над своей девушкой: у нее не было документов, она не могла ни работать, ни уехать и тем более вывезти детей. Сергей стал бить Осафамен и угрожал ей, что если она уйдет, то никогда не увидит детей.
«Иногда угрожает, иногда бьет. Я хочу уехать, но он говорит, что уеду только без детей. Что у меня нет документов и суд заберет малышей»
Осафамен сидела с двумя детьми и не могла устроиться на работу. По словам девушки, на улице она бывала нечасто, только с детьми — Сергей сильно запугал ее полицией, которая якобы должна была арестовать ее за нарушение миграционного режима. Только в феврале 2022 года девушка решилась рассказать о своих проблемах родственникам и попросить у них помощи.
— Бьет, угрожает, что убьет, никто не найдет: «Всё равно у тебя документов нет». Я и звонила моим родителям, — рассказала Осафамен.
Сейчас правозащитники помогают Осафамен восстановить документы, для этого ей пришлось отправиться в посольство Нигерии в Москве. В это время дети будут находиться с отцом. Дальше ей предстоит оформить документы на детей и выехать из России. В дальнейшем девушка планирует вернуться в страну и устроиться на работу.
Я хочу жить спокойно и [знать, что у] детей есть документ и у меня тоже есть документ. Никто [нас] не депортирует, и я могу водить детей в садик, [а для себя] какую-нибудь работу найти. Я умею косички заплетать или могу научиться чему-нибудь.
В полиции сообщили, что от девушки ни заявлений, ни жалоб на сожителя не поступало. Силовики считают, что произошедшее — скорее бытовой конфликт между парой. В отношении Осафамен и Сергея были составлены административные протоколы за нарушение миграционного законодательства. Суд назначил Сергею как принимающей стороне 2 тысячи рублей штрафа, а Осафамен — 4 тысячи.
— У нас правоохранительные органы, если человек на цепи, на привязи, под замком не сидит, значит «а как мы будем это доказывать?». Они заявление не принимают, хотя есть четкий международный стандарт, что это необязательно нужно человеку 24 часа в сутки сидеть на цепи, чтобы называть это удержанием. Удерживать можно разными способами, в том числе с использованием зависимого положения, когда он ее довел до состояния нелегальной миграции и она не имела возможности поехать и поменять документы — она нигде не работала, денег у нее не было. Он [Сергей] поставил ее полностью в зависимость от себя, а самое главное — дети были без документов, чтобы она не могла их увезти, — заявил представитель «Альтернативы» Алексей Никитин.