Жизнь без регистрации по месту жительства, постоянной или временной, по-прежнему несладка: работодатели могут не взять на работу, власти — не оформить пособие или пенсию, сложно отдать ребенка в детский сад или школу, не все документы без регистрации можно получить быстро. Например, загранпаспорт можно прождать на месяц дольше. А еще вы рискуете заплатить штраф за проживание без регистрации по cтатье 19.15.1 КоАП РФ — до 750 тысяч рублей. Чтобы этого не случилось, надо вовремя зарегистрироваться по месту проживания. Как это сделать — расскажем прямо сейчас.
Чем отличается постоянная регистрация от временной?
Постоянная регистрация не имеет срока давности и означает, что вы живете по адресу, который указан в паспорте. Только вы или суд можете ее прекратить — выписаться. Регистрацию по месту пребывания оформляют на ограниченный срок — от 90 суток до пяти лет. Чтобы получить ее, не нужно выписываться из места, где вы зарегистрированы постоянно. В подтверждение, что вы получили временную регистрацию, вам выдадут выписку из Государственного реестра. Стоит учитывать, что наличие временной регистрации не отменяет необходимость оформления постоянной.
Не забывайте изменить регистрацию при переезде, длительной командировке или учебе в другом городе, смене места жительства, связанной с длительным уходом за больными. И если у вас родился ребенок, его тоже нужно зарегистрировать по месту жительства. Временная регистрация по месту пребывания обязательна, если вы покидаете место своего постоянного жительства на срок более 90 дней. Если же этого не сделать, вы можете получить штраф: с физического лица возьмут 2000–3000 рублей, с нанимателя, собственника жилого помещения (физического лица) — 2000–5000 рублей, с юридического лица — 250 000—750 000 рублей.
Иностранцы обязаны регистрироваться в стране сразу же, для них не действует правило 90 дней, кроме высококвалифицированных специалистов и членов их семей, если они будут находиться на территории России менее 90 дней.
Покупать прописку не стоит, хотя такие предложения есть. Это незаконно, и вы рискуете лишится свободы на срок до трех лет. Или заплатить штраф до 500 тысяч рублей.
Где оформить прописку в Сургуте?
Есть несколько способов:
обратиться в территориальное отделение МВД по месту постоянного проживания. Записаться на прием можно через портал «Госуслуги» буквально за пару кликов, выбрав подразделение МВД, дату и время;
обратиться в многофункциональный центр, в Сургуте их три: улица Профсоюзов, 11, Югорский тракт, 38 и улица 30 лет Победы, 34а (мы рассказывали, как записаться на прием в МФЦ — почитайте);
оформить прописку через «Госуслуги» можно за 15 минут. Здесь нужно будет ответить на несколько простых вопросов по поводу смены места жительства, а в конце выбрать подразделение для подачи документов.
Какие документы потребуются?
Вам понадобятся:
паспорт гражданина РФ;
если вы прописываетесь в своем жилье, — выписка из ЕГРН или другие свидетельства, удостоверяющие право собственности на жилую недвижимость;
если вы не являетесь собственником, — письменное заявление от собственника недвижимости для постоянного проживания или подписанный договор аренды;
если вы встаете на учет в муниципальной квартире, — актуальный договор соцнайма, судебное решение в Ханты-Мансийске, где закреплено право заявителя прописаться по заявленному адресу.
Никакой пошлины платить не нужно, услуга бесплатна.
Как быстро сделают регистрацию?
После подачи заявления о постановке на учет данные заносятся в течение трех рабочих дней.