Одно из самых манящих, загадочных и живописных мест нашей родины — это Сахалин. Далекий остров славится своей первобытной природой, могучими скалами, пляжами, морем. Эта красота неизменно манит туристов, в особенности фотографов.
Ирина Лаптева из Ханты-Мансийска вооружилась камерой и отправилась за тысячи километров ради кадров прекрасного Сахалина. О том, каким она увидела остров, читайте в нашей колонке. Далее — от первого лица.
На зов маяка
В 2022 году я побывала во Владивостоке, местная природа очень зацепила, она совсем другая, отличается от нашей. Захотелось отправиться дальше. А год назад моя подруга переехала на Сахалин. Я решила, почему бы не совместить приятное с полезным? И увидеться с подругой, и побывать на Сахалине.
Я сама из Ханты-Мансийска, но родилась в Нижневартовске. Летом как раз была там, а уже из Нижневартовска добралась до Сургута. Из Сургута все перелеты, как мне кажется, у нас дешевле. Оттуда долетела до Красноярска, а следом — на Сахалин. Туда-обратно у меня вышло 37 тысяч рублей, это очень дешево. Билеты я покупала где-то за полторы недели до вылета.
Я остановилась в Южно-Сахалинске. Природа за городом, конечно, сказочная, но, если сравнивать с Ханты-Мансийском, инфраструктура Южно-Сахалинска кажется устарелой, как будто он построен очень-очень давно. На самом деле он лишь начинает развиваться. Подруга, живущая там, рассказывала, что у них только-только появляются интересные кафе, в которых можно позавтракать. Автобусы ходят, но я привыкла к машине, поэтому взяла каршеринг и передвигалась на нем.
Мне немного не повезло — в мое путешествие в Южно-Сахалинске была плохая погода. Жуткие ливни хлестали несколько дней, море штормило, сносил с ног очень холодный ветер. Как рассказала подруга, обычно у них не так.
Мыс Анива
Анива — скалистый мыс в Охотском море. В 1939 году на скале Сивучьей рядом с мысом возвели маяк Анива, который теперь входит в пятерку красивейших мест на Земле по версии National Geographic
Маяк я заприметила еще во время путешествия во Владивосток, но на тот момент не получилось туда попасть. В этот раз тур на маяк был одной из главных причин, почему я поехала на Сахалин. С утра нас собрали группой и довезли до причала, а там пересадили на лодку. По морю мы шли примерно 1,5 часа вдоль берега. В это время нам показывали маленькие водопады. А еще нерп, которые разваливаются возле камушков. Они вообще прикольные, похожи на чипсины «Принглс», лежат такие, тусуются. Но стоит только подплыть поближе, как они от страха вскакивают и сразу же уплывают. От нас нерпы сначала спрятались на глубине, потом начали подплывать, подглядывать за нами и быстро уплывать обратно.
Нам очень повезло с гидом. Когда уплывали от пирса, там была куча лодок, я сразу подумала: «Сейчас вся эта толпа людей окажется на маленьком маяке, и я не смогу его снимать». Но гид всё переиграл: отчалив, мы поплыли смотреть водопады и нерп, а уже потом отправились на маяк. К этому времени уже никого на нем не было, и мне удалось пофотографировать.
Повезло с еще одним моментом. На берег лег сильный туман, накануне прошел шторм. Это был первый день после шторма, когда можно было выйти в море. И сначала всё было мутное, неприглядное, но как только мы приплыли на маяк, туман рассеялся и мы застали красивые и светлые пейзажи.
Мыс Крильон
Самая долгая моя поездка по Сахалину была к мысу Крильон. Мы двигались на внедорожниках, выехали в 4 утра, а вернулись в час ночи. На пути повстречалось много интересного: гора Коврижка, на которой безумно красиво, затонувший сухогруз, маяк Кузнецова. Граница с Японией находится в море, но если подойди в краю мыса, то приходит сообщение от оператора «Добро пожаловать в Японию!».
В какой-то момент я увидела стаю нерп, особей 300 одновременно. Вернее, их заметила моя попутчица: «А вы видите, там, вдалеке, лежат нерпы!» А я такая: «Где? Где?!» Даже не знаю, как она их увидела, очень далеко были. Ну мы их, конечно, перепугали немного.
По пути на мыс есть затонувший корабль. На нем сидит много птичек, интересных, но пугливых. Сама корма уже сгнила, но другие части сухогруза еще остались.
По дороге на мыс Крильон лежит разбитый американский сухогруз легендарной серии «Либерти». Называется он «Луга». В 1943 году американский сухогруз был принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного государственного морского пароходства. Во время Второй мировой войны использовался для экспортно-импортных перевозок между тихоокеанскими портами СССР и союзников. В 1947 году «Лугу» решили отправить на капитальный ремонт в Шанхай через Владивосток. Буксировал «Лугу» пароход «Петр Чайковский», но по пути оба судна были охвачены тайфуном. Разбитого «Лугу» выбросило возле мыса Крильон, где он и лежит по сей день
Скала Лягушка
На Лягушке потрясающе красиво. Это скала, которая находится в лесной чаще. Если смотреть с некоторого ракурса, то она действительно напоминает лягушку. Вся лысая, стоит посередине леса, а вокруг просто трава и зеленые деревья. Выглядит очень интересно.
Краеведческий музей
Музей выглядит как дом в традиционном японском архитектурном стиле «императорской короны», как из аниме. Около него есть сад, где растут розы, и небольшой искусственный пруд с фонтанчиком. На входе статуи в виде «кома-ину» — это мифическое животное японцев, похожее на смесь льва и собаки.
В музее много редких камней, минералов, ракушек, найденных на Курильских островах и в Южно-Сахалинске. А еще — две реплики скелетов динозавров, сухопутного ниппонозавра и морского десмостилюса.
На втором этаже стоят чучела животных: лосей, орланов, сов, медведей и не только. Есть черепаха. Как нам рассказали, поскольку Сахалин омывается Охотским и Японским морем, черепахи там не водятся — слишком холодное течение. Но эта черепашка каким-то образом приплыла на берега Южно-Сахалинска. Теперь она в музее.
Недалеко стоят три чучела волка, которые так же чисто случайно забрели по льду зимой в Южно-Сахалинск из Владивостока. Они тоже стали экспонатами музея.
О «гигантской» природе
Виды за городом просто потрясающие. Природа там своя, отличается от привычной нам тайги. А еще всё такое гигантское! Что ни дерево, то огромное, высокое, стволы толстые. Даже рябины такие. Лопухи с капот машины, а борщевик метра по три. Знаете цветок антуриум, или «мужское счастье»? Одомашненный комнатный цветок имеет кувшинку примерно сантиметров в 10. А возле скалы Лягушка такой же цветок растет уже в три раза больше. Поражает, конечно.
Кроме нерп мы видели морского льва. Он показал половину головы и скрылся в воде. На Сахалине есть город Холмск, а в нем — небольшое каменное сооружение, где морские львы постоянно собираются и лежат месяцами. Но, когда я приехала, они уже куда-то уплыли, а я так хотела их сфотографировать.
О кухне
На Сахалине очень много японцев, китайцев и корейцев, часто встречаются интернациональные семьи. Местами я чувствовала себя белой вороной. И даже все кафе и рестораны подстроены под их культуру питания.
Мне очень понравились запеченные роллы с гребешками. Такого вкуса больше нет нигде. На Сахалине живут люди, которые питаются этой едой всю жизнь, она у них получается великолепной.
Я пробовала омлет с крабовым мясом, и это лучший завтрак в моей жизни. У нас тоже есть такие блюда, но разница в том, что на Сахалине морепродукты очень свежие, только выловлены и уже на стол. Цены примерно как у нас, может, повыше. Например, рамен с морепродуктами на острове стоит 780 рублей.
Из десертов понравился японский хлопковый панкейк. Это как оладушек, но воздушный.
В Южно-Сахалинске есть торговый центр «Аллея», а в нем фуд-парк. Очень большое помещение с кучей кафе. И там есть всё: и суши, и роллы, и рамен, и хлопковый панкейк, и пирожное моти, и пицца, и много вкусностей.
Лучшие сувениры, которые можно привезти с острова, — это рыба и икра. Я взяла с собой четыре баночки. Но морепродукты там не дешевле, разница лишь в том, что они намного свежее.
О туристах
Подруга рассказывает, что с каждым годом всё больше и больше людей приезжает на Сахалин. Я думаю, что блогеры и такие фотографы, как мы, которые показывают удаленные уголки нашей планеты, увеличивают туристический поток. Путешественники вдохновляются этими фото, видеороликами и тоже хотят в это место. Фотографы и блогеры выполняют глобальную задачу: Южно-Сахалинск сейчас только начинает строиться благодаря тому, что люди приезжают, привозят туда свои деньги. За счет туристов город становится более благоустроенным и значимым в мировом масштабе.
Ранее 86.RU рассказывали, как сургутянка побывала в атмосферном Абалаке и историческом Тобольске. Мария Решетникова посетила знаковые места: монастырь, кремль, дворец и тюрьму.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в ХМАО. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда