Владимир Чернышев, известный в криминальном мире как Вова Черный, был главным создателем югорской криминальной сети на обломках Советского Союза. Он умело администрировал поступающие от коммерсантов платежи, руководил такими известными личностями, как Михаил Лунев, Владимир Зятьков, Виталий Паршин, Азат Ахмадеев. За плечами Черного были десятки лет отсидки в лагерях, он умер от приобретенных в тюрьме хронических заболеваний, оставив свою империю на растерзание наследникам.
Рождение Чернышева
Владимир Чернышев родился 27 февраля 1955 года в городе Кропоткине Краснодарского края, а затем с родителями приехал в Нефтеюганск, где его в первый раз задержали за хулиганство, было это в 1971 году. По данным primecrime.ru, по решению суда его отправили в колонию на один год, освободился Черный в июне 1971 года и через пять месяцев снова загремел за решетку по тому же преступлению, в этот раз ему дали уже три года колонии, но он освободился досрочно с привлечением к труду на 2,5 года в июне 1972 года.
На свободе Владимир Чернышев пробыл всего год, и в июле 1973 года его снова арестовали за хулиганство и кражу — за это ему дали уже пять лет, факт кражи в суде доказан не был, в этот раз УДО Чернышеву не дали. Сидел Владимир в исправительных колониях Ишима, Сургута и Нижневартовска. В июле 1978 года Чернышев освободился.
Рождение Черного
Свой первый крупный срок Черный получил в феврале 1983 года. Он совершил разбой спустя три года и семь месяцев. Нефтеюганский суд отправил его в лагеря на 10 лет. Отбывал наказание он в одной из самых суровых зон Союза — в «Белом медведе» на Ямале, а затем снова в ИК-11 Сургута, где познакомился с Владимиром Зятьковым, который в будущем будет держать у себя воровской общак.
Освободился Чернышев снова досрочно — 31 августа 1987 года, а уже через год, по некоторым данным, был коронован с подачи вора в законе Джема (Евгения Васина, который контролировал в то время Сибирь и Дальний Восток. — Прим. ред.) и Дато Ташкентского.
По словам собеседника 86.RU, который в те годы был знаком с криминальным миром, воров в законе часто выбирали из авторитетных сидельцев. Они не могли иметь своих компаний, бизнеса и большой собственности. Главной их задачей было поддержание порядка, который пропагандировали сами криминальные круги, сбор дани за крышу с коммерсантов через своих посредников.
— На тот момент, в 90-е, никто не понимал, что такое бизнес. Советский Союз треснул в 90-е. Все воры в законе избирались на 99% из лиц, которые отбывали наказание. Те авторитеты, которые у них там были, они вышли. Часто направляли сходкой определенное количество воров, которые говорили, что «ты такой-то, едь туда-то». Коммерсанты, которые работали на этих территориях, были вынуждены делиться прибылью, потому что милиция в тот момент буквально на лопатках лежала, никто ничего не делал. Если что-то случалось, то шли просить разобраться не ментов, а воров, — говорит собеседник издания.
Владимир Чернышев был близок с грузинской диаспорой воров в законе. Даже их венчание с женой Натальей проходило в Грузии. Впоследствии криминальная тусовка Югры делилась общаком с грузинскими заключенными в Москве и отдавала часть денег на воровскую жизнь в столицу, где с деньгами было худо.
Как создавалась воровская империя в Югре
Судя по открытым источникам, о Владимире Чернышеве известно мало, как и об одном из его последователей Владимире Зятькове. Понять конкретно, чем они занимались и какие функции выполняли, довольно сложно, однако, по словам источника 86.RU, именно Черный создал криминальный мир, каким его помнит поколение 60, 70 и 80-х годов. Именно черный обеспечил короной Зятькова из Сургута, Михаила Лунева и Виталия Паршина из Пыть-Яха, Азата Ахмадеева из Нефтеюганска. После его смерти между ними происходили серьезные конфликты, которые, по некоторым данным, могли стоить жизни Луневу (Михаила расстреляли возле его подъезда в 2009 году).
— Его задача была организовать так называемый общак, его распределять. У вора в законе не должно быть ничего личного — всё общее. Например, на тот момент, когда Черный был в Юганске, в Сургуте было семь воров в законе. И это потом там Зятек остался, потому что остальные снаркоманились, ничего уже из себя не представляли. Эти люди никогда не избегали общения с обществом особо, потому что это было повышением авторитета, решали даже иногда проблемы горожан, мэры о них говорили. Это своеобразная власть, с учетом слабости федеральных структур и госорганов на местах, — добавляет источник.
Владимир Чернышев также принимал решения об отъеме воровских корон. Например, в составе группы в апреле 1996 года в Москве он был вместе с приемным сыном Валерием Часовниковым и другими авторитетами, там приняли решение о развенчании короны Мурмана Гугуцидзе из-за конфликта с тюменскими ворами. Гугуцидзе решили физически устранить, он пропал без вести в Москве.
Черный хотел видеть своим наследником пасынка Валерия, и также в 1996 году к нему был сделан подход, против которого выступал ряд авторитетов и-за того, что у Валерия не было ни одной судимости и опыта, но Черный в тот момент был уже сильно болен, и это расценивалось как знак внимания. Против выступала Жена Чернышева и мать Валерия Наталья.
— Моя мама всегда была против того, чтобы Валера был вором! И еще, извините, конечно, но папа никогда и никому не позволил бы написать или сказать, что Валера неродной сын, — пишет дочь Владимира под публикацией primecrime.ru.
О биографии Часовникова практически ничего не известно, он погиб в 22 года в 2000-м.
Сам Владимир Чернышев скончался от продолжительной болезни в Бишкеке. К нему на похороны и поминки воры в законе приходили огромными толпами.
— Посмотрите, сколько жуликов пришли проводить Вову в последний путь!!!! Это о многом говорит, обычно редко воры толпой ходят на похороны, потому что менты прием могут устроить, даже у Япончика на похоронах не было столько народу, и у Деда тоже, — пишет один из комментаторов материала на primecrime.ru.
— Всей братве день добрый. Когда Вову Черного хоронили, весь город Нефтеюганск скорбил, что уходит вор. В последний путь много людей пришло проводить достойного и справедливого жулика. Царствия Небесного! Люди помнят — Нефтеюганск, Тюмень, Сибирь, Урал! — добавляет некто Север.
Ранее мы рассказывали историю вора в законе Владимира Зятькова. По некоторым данным, именно он следил за общаком югорского криминалитета. С детства он отличался крутым нравом и тягой к разбоям, но с возрастом стал одним из самых загадочных криминальных авторитетов Югры.
Читайте также о жизни Михаила Лунева, который был связующим звеном между криминальным миром Югры и Дальнего Востока. За свою жизнь он успел несколько раз побывать в роли подозреваемого в тяжких преступлениях, попасть под амнистию и устроить череду криминальных разборок в маленьком северном Пыть-Яхе. Мэр города в открытую говорил, что знаком и общается с ним, а убийство Луня стало одним из самых громких в регионе.