Сотни жителей ХМАО жалуются на некачественную уборку дорог и дворов. Люди пишут гневные посты в соцсетях и нередко направляют обращения губернатору Югры Наталье Комаровой и местным властям. Шеф-редактор 86.RU Никита Кифорук считает, что проблема неубранных дорог не только опасна для жизни, но и помешает властям Югры выполнить транспортную стратегию по сокращению использования жителями округа личного авто. Почему так — читайте в его колонке.
С начала декабря из-за снега на дорогах Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска и других городов Югры то и дело возникает дорожный коллапс. Пробки можно было объяснить тем, что порой за сутки выпадает половина месячной нормы осадков. Но ведь это происходит не внезапно, о сильном снегопаде предупреждают метеорологи, а МЧС даже запускает СМС-рассылку. Неужели сообщения эмчеэсовцев не доходят до дорожников и управляющих компаний? Сейчас прогнозы синоптиков довольно точны, поэтому нет никаких трудностей с тем, чтобы планировать уборку дорог и дворов, опираясь на прогноз погоды.
Да и ни для кого не секрет, что Югра — северный регион. По данным Гидрометцентра, отрицательная температура на территории округа держится порядка 9 месяцев в году. То есть климатическая зима в нашем регионе длится значительно дольше, чем календарная. Казалось бы очевидным, что зимой на улице идет снег. Но почему-то это понимают все, кроме коммунальщиков. Сразу отмечу: под коммунальщиками я имею в виду не только муниципальные службы, но и управляющие компании, которые должны заниматься очисткой дворовых территорий.
После очередной воскресной поездки за продуктами у меня сложилось стойкое ощущение, что вместо того, чтобы бороться со снегом и гололедом, коммунальщики решили бороться с коронавирусом. Они фактически посадили всех на самоизоляцию — пожилым людям попросту опасно выходить на скользкие заснеженные тротуары, автомобилистам крайне затруднительно выехать со дворов, а как передвигаться по таким сугробам мамам с детскими колясками или инвалидам — я даже не представляю. Такие «ограничения», мне кажется, получились более эффективными, чем локдаун в Нефтеюганске. Хорошо, что у экстренных служб машины с высокой проходимостью.
Дорожные службы еще можно понять, они не направляют технику для уборки дорог в часы пик, чтобы еще больше не загружать движение. А вот причины бездействия частных УК, скорее всего, кроются в банальной экономии — за дополнительные смены дворникам нужно платить. Спрашиваешь у прохожих, убирались ли у них во дворе, а в ответ слышишь: «Нет, конечно. А кто убирать-то будет? Выходной же». А ведь по ГОСТу, коммунальные службы обязаны убрать снег за 3–12 часов, устранить гололед на проезжей части за 4–12 часов, а на тротуарах и пешеходных дорожках — за 12–24 часа. Исключение — чрезвычайные ситуации, когда дорожники физически не могут убрать снег в установленные сроки (например, если за сутки выпала месячная норма осадков).
Если центральные улицы еще худо-бедно чистятся (хотя за два часа катаний по центру я не увидел ни одного трактора), то с тротуарами, дворовыми проездами и маленькими улочками всё печально: гололед и колеи усугубляются кучами снега, которые тракторы оставили на обочине после расчистки больших дорог.
Наверное, во многом из-за этого у тех же тюменцев северяне ассоциируются с внедорожниками, ведь только на машине с полным приводом и высокой посадкой можно комфортно передвигаться по городу. По всей видимости, чиновники это прекрасно понимают: если заглянуть в декларации высших должностных лиц мэрии, то у многих из них можно обнаружить кроссоверы и внедорожники от бюджетных «Хендай» и ставших негласным символом Югры «Лэнд-Крузеров» до «Гелендвагенов».
В борьбе с пробками чиновники устанавливают «умные» светофоры, которые будут регулировать потоки автомобилей. Но разве это решит проблему, если работа коммунальщиков фактически ставит людей перед выбором: сиди дома или пересаживайся на автомобиль? Судя по всему, сургутяне выбирают второй вариант: по данным ГИБДД, автомобилем владеет каждый второй житель города старше 18 лет.
Согласны с автором?