
Самолет и вертолет столкнулись на высоте 150 метров, погибли 38 человек
1 ноября — годовщина авиакатастрофы, которая входит в список ста крупнейших в истории СССР. Она произошла в 1974 году в небе на подлете к Сургуту. Столкнулись самолет Ан-2 и вертолет Ми-8. Трагедия унесла жизни 38 человек. Рассказываем, как развивались события той роковой пятницы и как спустя полвека появились новые подробности трагедии.
Люди погибли в результате удара о землю

На борту вертолета находилось больше 20 человек
Самолет Ан-2 выполнял пассажирский рейс 662 из Ханты-Мансийска в Сургут. Лайнер с 12 пассажирами и 2 членами экипажа отправился в путь из аэропорта в 13:36 по местному времени. В 14:47 борт был на подходе в зону Сургутского аэропорта. Экипаж вышел на связь с диспетчером и получил указания по выполнению посадки. В этот день было облачно, шел слабый снег, температура воздуха составляла -6°C. Погодные условия были ниже метеорологического минимума для Ан-2, но командир судна 25-летний Василий Заложнев принял решение не уходить на запасной аэродром.
Тем временем, в 14:54 в аэропорту Сургута, несмотря на неблагоприятную погоду, взлетел вертолет Ми-8, который направился в Нефтеюганск. На его борту находились 3 члена экипажа и 21 пассажир, включая двоих детей. Управлял судном 38-летний Альберт Филиппов.
В 14:55 экипаж вертолета доложил диспетчеру о выполнении старта, на что получил указание выходить из зоны аэропорта по левому кругу и переходить на связь с другим диспетчером. Через 22 секунды экипаж вертолета доложил, что борт выполнил взлет и следует в Нефтеюганск на высоте 150 метров. Диспетчер круга дал указание сохранять эту высоту до выхода из зоны аэропорта. Экипаж подтвердил получение информации. Это стало последней радиопередачей с Ми-8.

Так выглядел самолет Ан-2
В 14:56 экипаж Ан-2 запросил у диспетчера разрешение на посадку и получил его. Согласно инструкциям по производству полетов в районе аэропорта Сургута, заход на посадку должен был выполняться правым кругом. Но диспетчер дал указания заходить на посадку левым.
Пилот передал: «Понял», — и в ту же секунду в 4,5 км юго-западнее Сургутского аэропорта на высоте 150 метров в сплошных облаках Ан-2 столкнулся с Ми-8. Самолет рухнул в лес, а вертолет — на замерзшее болото.

Воздушные судна столкнулись в условиях плохой видимости
Через полтора часа судна, потерпевшие бедствие, были обнаружены по пламени пожара. Но поисковый вертолет не смог приземлиться из-за густого леса. Тогда к месту происшествия были направлены 60 спасателей на вездеходах. Расстояние между упавшими лайнерами составило около 600 метров. Все находящиеся на бортах 38 человек погибли в результате удара о землю.

Дело о катастрофе самолета и вертолета насчитывает 170 листов

Так выглядели останки самолета Ан-2

Шасси Ан-2

Место падения Ми-8
Основной причиной катастрофы было названо плохое руководство воздушным движением диспетчерами аэропорта. В условиях визуальных полетов нарушались схемы захода на посадку. Диспетчеры выпускали и принимали воздушные суда в условиях сложной метеорологической ситуации. К тому же не велся контроль за движением лайнеров с помощью радиолокатора, как и информирование экипажей о воздушной обстановке.
Наши дни
Во время подготовки материала мы опросили с десяток югорчан, которые в 1974 году жили в Сургуте. О страшной авиакатастрофе они вспомнить не смогли. Оно и понятно, вряд ли случившееся придавали большой огласке.
А вот сургутянин Роман Подгорбунских не только слышал об авиакатастрофе, но спустя полвека сумел найти новые подробности трагедии. Случайно увидев краткую информацию в интернете, он заинтересовался случившимся. Первым делом выяснил точные координаты места падения лайнеров и направился туда.

Так выглядит сейчас место авиакатастрофы

На месте до сих пор можно увидеть обломки воздушных судов

После трагических событий на месте катастрофы установили обелиск в память о погибших, но в 2007 году стела бесследно исчезла
«Ми-8 упал на заболоченное поле, сейчас там проходит линия электропередач. Ан-2 — в лес. Я нашел бывшее место обелиска и куски от вертолета. На месте Ан-2 в куче металла еще лежит похоронный венок тех лет. Ткань уже слезла, остался только голый металл», — поделился с 86.RU Роман.

Места падения самолета и вертолета
Связавшись с ветеранами сургутского аэропорта, он выяснил, что тела погибших были вывезены в Москву и там кремированы. Урны с прахом родственникам выдали только спустя время. На это понадобилась целая неделя. Убитых горем родственников ветераны помнят до сих пор.
«На Черномысовском кладбище я нашел могилу Кононова Михаила Гурьяновича, который умер 01.11.1974 года. Она ухожена, и я не сомневаюсь, что это пассажир тех судов. Возможно, там есть захоронения других лиц, но я не смог найти по естественным причинам, могилы могут быть заброшены и без даты смерти», — поделился Роман.
Роман также смог созвониться с бывшим сотрудником Сургутского авиаотряда — свидетелем тех событий. Мужчина рассказал, что помнит о дне катастрофы. По его словам, когда диспетчер аэропорта понял, что два воздушных судна не выходят на связь, он сообщил это командиру вертолетного подразделения, который вылетел на поиск судов. Через несколько часов обломки лайнеров были обнаружены в 4,5 км от аэропорта. Сейчас рядом с этим местом находится садовое товарищество «Лесное». Воздушные суда были сильно обгоревшими и деформированными. Места падений были оцеплены милицией и силами отдельной дорожно-строительной бригады ВС СССР.
Также сургутянин сделал запрос в Российский государственный архив экономики и через 3 месяца получил электронные образцы фотографий дела. Удовольствие это оказалось недешевым. За каждый лист он заплатил по 200 рублей.

Роман потратил много времени и сил, чтобы узнать больше о событиях полувековой давности
У Романа оставался еще один вопрос: куда делась стела, которая была установлена в память о жертвах авиакатастрофы на месте трагедии. Оказалось, что в администрации Сургута о ней ничего не знают, информацией не располагает даже местный Краеведческий музей. Судя по всему, обелиск просто украли и сдали в металлолом.

Так выглядела стела, установленная на месте трагедии
Обращение сургутянина в «Аэропорт Сургут» с просьбой восстановить стелу в память о погибших пассажирах и пилотах, было отклонено. Но историей заинтересовался местный депутат и пилот Евгений Барсов. В июле этого года он сообщил Роману, что готов заняться восстановлением памятника.
Ранее мы рассказывали об авиакатастрофе, которая случилось в Сургуте 14 лет назад. 1 января в аэропорту загорелся самолет. На борту находилось 132 человека, в том числе музыканты группы «На-На», которые накануне выступали на новогоднем корпоративе. Трагедия унесла жизни нескольких югорчан. Подробнее о тех событиях читайте в нашем материале.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в ХМАО. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.



