Август 1981 года. В лесах бескрайней Тайги раздается гул вертолета Ми-6, что, в принципе, привычно для этих безлюдных мест. Внезапно, гул обрывается — у судна выходят из строя оба двигателя. Земля была всего в 150 метрах, а там — деревья, вода, болота.
Этот вертолет до сих пор находится там же, куда он в последний раз и приземлился — в 60 километрах юго-восточнее небольшого городка Тарко-Сале. Чтобы до него добраться, надо преодолеть немало препятствий — просто так, по дороге на машине не доехать. Всё же, это глухая Тайга. Рассказываем об ошибке, которая едва не привела к очередной трагедии в советской авиации.
Что за вертолет?
«Нам за этот вертолет такую премию дадут…». Так, конечно, конструкторы ОКБ-329 не думали, но за разработку этого судна свою премию они получили. Но в 50-е годы даже не задумывались, а выполняли государственную задачу — им было необходимо было создать тяжелый транспортный вертолет, да еще и универсальный — для военных и для гражданской авиации.
Базовые требования к вертолету: он должен был впервые в СССР перевозить грузы на внешней подвеске, в том числе и военного назначения, а также иметь большую вместимость для перевозки десанта. Разработку поручили ОКБ легендарного советского конструктора Михаила Миля. Цифру «6» вертолет получил при разработке и означал грузоподъемность в шесть тонн.
Вертолет впервые подняли в воздух в 1957 году. Через три года эти машины стали появляться в войсках, а в 1962 году представили гражданскую версию судна.
Крушение
Вертолет, который рухнул в ямальские болота, построили в 1964 году на заводе в Ростове. Новенькую машину сразу же отдали в тюменское управление гражданской авиации с базой на аэродроме Плеханово. Чуть позже появляются аэропорты в ХМАО и ЯНАО — они тоже находятся под управлением Тюмени.
Вертолет работал до момента своей катастрофы в 1981 году и летал больше 17 лет.
В тот роковой день на машине выполняли работы для геологоразведки — обычное дело. Судно базировалось в небольшой деревеньке Харампур, южнее Тарко-Сале. Вокруг — непролазная тайга. Через пять минут после вылета двигатели вертолета начинают сбоить, а затем окончательно останавливаются. Внизу у машины — груз на подвеске, именно поэтому высота небольшая, всего 150 метров.
Перед экипажем стояла сложная задача — посадить машину фактически без управления, да еще и не на подготовленную площадку. Сделать это у них получилось — вертолет упал в небольшой водоем, часть его попала на болотную местность. Планер очень пострадал, сам вертолет не смог больше подняться в воздух из-за повреждений. Про груз никто и не вспомнил, а живой экипаж эвакуировали в тот же день.
Комиссия начала расследование инцидента. Оказалось, что фактически вертолет летел на воде — когда его заправляли в последний раз, в баки попало много лишней жидкости. Сделано это было без предупреждения экипажа. Но признали, что вина бортмеханика здесь тоже есть — он должен был слить остатки топлива, такие правила действовали в то время. Но не сделал этого.
Сейчас вертолет так и лежит в сибирской Тайге. Самое ценное с него вынесли, оставив только планер. Иногда к нему приезжают туристы, чтобы сделать памятные фото — с махиной, похороненной среди болот.