Заведующий отделением анестезиологии и реанимации Нижневартовской окружной больницы № 2 Яков Патюков оказался в числе первых медиков-добровольцев, отправившихся на работу в ковидные госпитали. Своим опытом он делился с коллегами из разных городов и регионов, помогая организовать лечение больных коронавирусом. За вклад в борьбу с коронавирусом и самоотверженный труд Владимир Путин наградил Патюкова почетной грамотой президента России, однако получить награду врач смог только спустя полгода — всё это время он работал в красной зоне. В своей колонке врач рассказал, почему он не может понять антипрививочников, как болеют люди после вакцинации и зачем в регионе вводят ограничительные меры. Далее — от первого лица.
В красной зоне с перерывами работаю больше полутора лет. С начала апреля 2020 года, когда в Нижневартовск пришел ковид. Работаю в Нижневартовской окружной клинической больнице. Смена у врачей длится 6 часов, перерыв между сменами — 12. Таким образом смена то утром, то днем, то вечером-ночью. Весь режим подчинен этому графику. Не выйти на смену нельзя. Выходных сейчас нет, это непозволительная роскошь.
«Легкие превращаются в месиво». Как болеют в реанимациях
Тяжелых и крайне тяжелых форм сейчас очень много. Смертей, к сожалению, тоже много. В отделении реанимации легких и среднетяжелых пациентов нет. Основное — это тяжелая дыхательная недостаточность. Люди, проще говоря, задыхаются. Спросите у тех, кто прошел через реанимацию, что это такое, когда 24 часа в сутки тебе не хватает воздуха, ты должен дышать в герметичной, давящей маске, делая перерывы на пару минут, чтобы съесть тарелку супа, каши, и снова в маску, потому что чувствуешь, что сейчас задохнешься. И так день за днем, ночь за ночью. Усталость и отчаяние. И страх смерти. Слава Богу и профилактике, мне не пришлось через это пройти. Но я их понимаю и чувствую, насколько это тяжело. И нам тяжело вместе с ними. Больно за них и живых и… Кому-то хватает недели, и ура! — снова задышал, кому-то 2 недели. Многие не справляются, переводятся на ИВЛ. Многие из них не выживают. Потому что это для ряда пациентов в принципе невозможно. В самых критических случаях сама ткань легких перестает существовать, превращается в месиво. То, что видишь потом на вскрытии, ужасает.
«Случаев могу вспомнить слишком много. Так много, что уже хотелось бы и забыть. Но помню»
«Где маски?»: почему нарушители ограничений вредят сами себе
Сплошь и рядом в реанимациях лежат нарушители ограничений. Большинство не признается, конечно. Все в один голос утверждают, что носят маски, соблюдают социальную дистанцию и прививаются — ну а на деле я же не в лесу работаю, хожу и в торговые центры, и в магазины, и в учреждения. Вижу всё как есть. Где они, маски? Единственный, кого он обманул, это он сам. Так же и с прививками — не понимаю. Не могу понять. Во всём мире люди деньги готовы платить за прививку. У нас всё бесплатно. Нет, они готовы платить за то, чтобы не прививаться и сделать липовый сертификат! Ну это просто срам. Кто-то считает, что «Пфайзер» или «Модерна» лучше вакцину сделали, чем наши? Откуда этот бред?! Это машины мы никак делать на уровне не научимся. И в футбол играть. А в некоторых областях науки мы всегда были и остаемся круче всех. Вакцины наши десятки лет самые лучшие и эффективные в мире. Хоть бы удосужились историю почитать. Эбола совсем недавно была. Ну отличная же вакцина! Не понимаю.
Я не люблю и неправильным считаю как-то поучительно злорадствовать: вот, не прививался, так тебе и надо… Я никогда таких разговоров не завожу. Человеку и так тяжело. Он всё понимает. Неважно, признался или не признался, осознал или не до конца. Мне важно, чтобы я для него был друг и брат. Моя задача — убедить его в том, что у него еще всё впереди, а не винить в прошлых ошибках. Сам всё поймет. Лишь бы выжил.
Вакцинированные болеют реже
Да, вакцинированных мало. Особенно РЕАЛЬНО вакцинированных. В эту волну я пока 2 месяца проработал в госпитале и, ежедневно обновляя список пациентов, всех вакцинированных помечал. Из примерно 240 пациентов, прошедших через реанимацию, привитых было человек 10. В основном они, конечно, болеют легче. Я знаю, что люди такие высказывания врачей считают лукавством. Но от меня вы не услышите какой-то надиктованной фразы типа: «Привитые никогда не болеют тяжело». Прививка — не панацея и не золотая пилюля, решающая все проблемы. Но взрослый человек знает, что не бывает абсолютно 100% гарантии, что что-то произойдет. Взрослый человек мыслит вероятностно, то есть то, что ты делаешь, может сработать, а может — нет, но гораздо вероятней какой-то один вариант. Так вот, вероятность тяжело заболеть у вакцинированного на 70–80 процентов меньше, чем у невакцинированного. То есть в несколько раз меньше! Что еще нужно для принятия решения? Не понимаю. Ну согласен, бывают медицинские противопоказания. Но их очень мало. И поверьте, тому, кто по состоянию здоровья боится прививаться, гораздо больше следует бояться заболеть ковидом, вот тут то риск реальный, это опять же если рассуждать без глупостей и предрассудков, по-взрослому.
О вакцине и почему заболел после прививки
Ну опять же я частично уже ответил на этот вопрос. Мне проще. Я врач и знаю, что к чему и почему. Я знаю, что особенностью этой вирусной инфекции в том числе является способность тормозить собственный специфический иммунитет. Есть у «короны» специальные белки, маскирующие и ухудшающие распознавание, а потому маховик гуморального иммунитета раскручивается медленно, только к 10–12-му дню болезни. А вирусемия и все ее фатальные осложнения успевают случиться с 6-го по 10-й день. Для меня всё просто, потому что я бываю на вскрытиях и вижу эти легкие — точнее, то, что от них осталось. Для меня всё просто в плане прививки потому, что я каждый раз, уходя с работы из госпиталя, чувствую злую обиду и моральное истощение от того, что есть люди, которым я не в силах помочь. Поэтому я привился, как только появилась возможность. В декабре 2020 года. И да, заболел где-то через месяц. А как было не заболеть? Все болеют. А уж те, кто с утра до вечера с больными — как не заболеть. Невозможно. Слишком вирулентная зараза. И у меня не было повода усомниться в эффективности прививки потому, что я выздоровел за 5 дней, и никакой пневмонии по КТ. Для меня всё ясно и просто. К тому моменту, когда я всё же подцепил ковид, в организме уже была клеточная память и антитела заработали на 4–5 день болезни. В общем обманул я этого обманщика. А многим коллегам не повезло, переболели еще до того, как вакцина появилась. И многие — тяжело.
Вот всем антипрививочникам, прежде чем посты в соцсетях друг у друга переписывать и панику разводить, могу только одно посоветовать — учите матчасть прежде чем что-то постить. И верьте в разум, а не в байки и бред.
Обязательная вакцинация должна помочь
Вообще единственно правильное было бы решение просто всех привить. ВСЕХ. Но — другие времена. Мы не социалистический Китай, где никого не спрашивают. И не осознанная западная Европа, где спрашивать не надо, люди привыкли о себе заботиться. А в итоге — даже половина не привилась, волна такая аж сносит, рекорды бьем по смертности, платим за липовые сертификаты и по привычке виним во всём власть, ну или медицину. А если хочешь найти виноватого — посмотри в зеркало и увидишь его. Власть бесплатную защиту предлагает, медики на дежурствах семьи не видят, информации о вакцине вагон, я уже почти год как попугай во всех СМИ, куда зовут, повторяю: прививайтесь, прививайтесь, прививайтесь!
Как помогают ограничительные меры?
Основной эффект прерывания цепочек распространения вируса дают периоды разобщения больших взрослых и детских коллективов — крупных офисов, школ, детских садов. Учитывая то, что текущий период нерабочих дней совпал с осенними каникулами, а также учитывая фазу текущей волны, считаю, что да, эффект будет и вообще нас ожидает спад заболеваемости.
Согласны с автором?