Переехать учиться в Волгоград из маленького городка на Крайнем Севере, появившегося во времена СССР на месте леспромхоза в глубине Ханты-Мансийского автономного округа, казалось, что может быть лучше для девушки? Но Софья Гужеля зачеркивает дни в календаре до дня получения диплома, мечтая вернуться в Югорск и забыть Волгоград как страшный сон. Почему Волгоград оказался для студентки угрюмым, грязным и застрявшим в своем развитии отголоском советского прошлого — читайте в нашем материале.
«Огромное тусклое пространство, которое из последних сил цепляется за прошлое»
Как рассказала Софья, она с раннего детства мечтала стать журналистом, чтобы героически преодолевать тяготы и лишения. Девушка мечтала жечь глаголом, принося людям правду и социальную справедливость. Поэтому после школы у нее был только один выбор — в какой журфак подать документы? Поближе к дому или подальше? Например, туда, где нет никакого риска провалиться на вступительных и, кажется, берут даже тех, кто хотя бы выучил алфавит. Победили врожденная эмоциональность и приобретенная в юности привычка экономить силы, не напрягаясь там, где за это не платят. И Софья поехала учиться в университет Волгограда по следам своего молодого человека.
Позади были две тысячи километров и трехдневная поездка на поезде. С легкостью поступившая в университет Софья начала самостоятельную жизнь в Волгограде. Тогда она рассчитывала, что по сравнению с ее родным маленьким Югорском этот огромный город на Волге — место, где есть развитие, перспективы и надежды на лучшее. Однако все надежды растаяли, столкнувшись с реальностью.
— Волгоград — город истории и отголосков Советского Союза. Невозможно интересно, но невероятно отдает нафталином, — сетует Софья. — Огромное тусклое пространство, которое из последних сил цепляется за прошлое. И люди, угрюмость и безразличие которых вызывает то ли зависть, то ли чувство беспомощности.
Историческое наследие — гордость. Но будто бы это всё, чем может похвастаться Волгоград, словно не получая никакого дальнейшего развития. А если нет ничего, за что можно зацепиться в настоящем, люди живут прошлым.
Софья признается, что за проведенные в Волгограде годы учебы откровенно устала от того жуткого состояния, в котором пребывает город, разве что за исключением популярного у туристов центра.
— Стоит свернуть во дворы, как везде натыкаешься на разбитые и покрытые ямами дороги, где застрянет не только легковушка, но и пешеход, — возмущается Софья. — Как только начинаются осенние дожди или зимняя слякоть, так все эти выбоины переполняются водой. Потом они еще на несколько суток никуда не деваются. И вопрос, как пройти по двору, в котором везде воды по колено, остается для меня риторическим.
По словам Софьи, сказать, что подобного не происходит в Югорске, было бы враньем. Но там потоки воды после дождя исчезают в ливневой канализации, а на дорогах нет огромных дыр, куда можно провалиться.
— Вопрос безопасности на улицах Волгограда для меня тоже риторический. Про число странных и назойливых людей, пристающих с подозрительными предложениями, можно просто промолчать. А продолжая тему с дорогами, хочется спросить: где у водителей тут совесть, а у пешеходов мозги? — возмущается девушка. — От бессмертных волгоградских бабулечек и других отчаянных товарищей, бегущих поперек дороги без зебры и светофора, у меня встают дыбом волосы. А от ежедневного количества аварий — седеют. В Югорске совершенно не так: даже ночные прогулки там вызывают романтические чувства, а не желание купить телескопическую дубинку.
«Погода в Волгограде похожа на истеричного подростка»
Отличия климата в Югорске и Волгограде кажутся очевидными даже тем, кто никогда не был в одном из этих городов. А у прожившей последние годы в Волгограде Софьи волгоградские времена года вызывают оторопь, ворчание и депрессивную тоску.
— В Югорске в сентябре деревья желтели, в октябре опадали, а в ноябре уже были нормальные сугробы и приличный мороз. Логичное течение природного цикла, — рассказывает Софья. — А Волгоград в этом плане похож на истеричного подростка. В сентябре у него тоска по лету и нежелание идти в школу, поэтому на улице палит солнце. А я по глупой привычке достаю демисезонную курточку и искренне не понимаю, почему в ней так жарко. В октябре у погоды настроение неопределенности: солнце все еще греет, но по лицу бьет холодный ветер. Я и моя курточка в смятении — вроде и тепло на улице, а вроде и холодно. Ноябрь проходит в том же ритме. А вот в декабре волгоградский климат-подросток уходит в себя и отлетает от реальности. Чего вам не хватает? Снега или дождя? А может, всё вместе? А может, лучше снова солнце и плюсовая температура? А может, -10 °C и пронизывающий ветер? Теперь в смятении не только я и моя курточка, но и пуховик. Один только шарф ежедневно понимает свою значимость.
Лето в Волгограде, по словам Софьи, может вызвать восторг только у того, кто в это время года покидает регион, уезжая в места, более подходящие для выживания.
— Волгоградцы, которым я рассказывала о жизни в Югорске, не понимали, как можно жить при температуре -35 °C, — признается Софья. — А я не понимаю, как рядом с этими цифрами летом может стоять плюс. При такой погоде мой организм работает из последних сил, на истощение. Он категорически не хочет верить в существование таких высоких температур. И, как следствие, отправляет меня в обмороки.
Именно в таких случаях Софья чаще всего узнает, что жители Волгограда вовсе не такие угрюмые и безразличные к окружающим, как кажутся снаружи.
— Очередная потеря сознания у меня случилась летом в перегревшемся автобусе, прямо перед нужной остановкой, — вспоминает Софья. — Когда я открыла глаза, то неожиданно увидела вокруг себя толпу неравнодушных людей. Один подносил к носу нашатырь, второй помогал подняться, а третий предлагал попить воды. Водитель же остановил автобус и был готов в любую секунду вызвать скорую. Такая поддержка совершенно незнакомых людей помогла быстро прийти в себя и дойти до дома. И ведь ни один даже не попытался заодно украсть сотовый телефон или кошелек. Просто поразительно!
«Здесь даже сопли окрашиваются в серый цвет унылости и пессимизма»
Софья признается, что буквально считает дни, когда получит диплом и сможет вернуться в Югорск — чудесный город, окруженный лесом, где мало машин, но много свежего воздуха, которым дышится свободно, сладко и легко.
— Отсутствие в нем постоянного движения, суеты и коммунальных драм может показаться кому-то скучным. И в Югорске действительно могут быть проблемы с развлечениями, а вопрос, куда сходить, останется без ответа, — рассказывает Софья. — Жизнь там спокойная, тихая и без страха умереть в подворотне. Оттого и люди Зауралья кажутся мне проще и отзывчивее, чем жители, к примеру, Заканалья. Даже медведи и лисы, выходящие из леса в город, редко проявляют агрессию и без возражений уходят назад в свои берлоги, когда им недвусмысленно на это намекают.
Волгоград, в свою очередь, после нескольких лет жизни Софья считает местом, откуда очень хочется побыстрее уехать.
— Здесь воздух кажется пропитанным пылью и грязью. От концентрации выхлопов становится тошно, и даже сопли окрашиваются в серый цвет унылости и пессимизма, — признается она. — Люди всё еще кажутся, скорее, вечно недовольными, озлобленными. А еще, вы даже не представляете, насколько это возмутительно: в Волгограде скучно обзывают контейнером для еды то, что у нас в Югорске называется милым словом «судочек». Разве после такого можно оставаться в Волгограде?
Ранее мы рассказывали, что семья из России 10 лет прожила в Австралии, а потом вернулась. Россияне рассказали, чем тяжела жизнь в стране, почему они вернулись и чем жизнь на родине лучше, чем в Сиднее.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в ХМАО. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.