В последние время в России широкую дискуссию вызвала набирающая обороты молодежная субкультура — квадроберы. Ее представители надевают маски и хвосты, передвигаются на четвереньках, имитируя движения животных. Кто-то считает это безобидным увлечением, другие же уверены, что такое поведение может привести к непредсказуемым последствиям.
Мы поговорили о деструктивных движениях и их влиянии на детей и молодежь с заместителем директора сургутского «Центра диагностики и консультирования» Олесей Чурановой и заместителем директора департамента образования администрации города Ольгой Ивановой. Специалисты рассказали также, чем в Сургуте сегодня можно занять свободное время детей совершенно бесплатно.
Деструктивные сообщества
— Сейчас на слуху многих одно сообщество, где дети представляют себя различными животными. Одно деструктивное? И вообще, что значит это понятие?
Олеся Чуранова: Если взять вообще саму этимологию слова «деструкция» — это всегда разрушение. Такие сообщества могут разрушать уклад семьи, здоровье, идеологию и ценности, и на государственном уровне в том числе.
На сегодняшний день субкультуру, в которой переодеваются в животных, официально не относят к деструктивным. Но мы можем предполагать, что она может носить и такой характер. Некоторым родителям кажется — подумаешь, надел маску, попрыгал, поскакал, это же почти спорт. Кстати, субкультура пришла из неофициального вида спорта Японии. Но за всем этим мы видим агрессию и разрушение для самого ребенка и окружающих.
— В чем же агрессия?
Олеся Чуранова: Опасность в том, что субкультура — это не один, не два человека, это определенная группа. В каждой есть лидеры. Мы можем предположить, что такой человек может манипулятивно воздействовать на детей в своих личных интересах. Плюс ко всему, животные, как мы все знаем, бывают милые, пушистые, хорошие, добрые, а есть очень агрессивные хищники, которые могут напасть. Сегодня они с лапками пушистыми, а завтра наденут когти, которые уже могут являться, в том числе, холодным оружием, к примеру. Идет и разрушение самого ребенка, когда он принимает на себя эту роль, отождествляет себя с животным. Это уже может быть показанием для обращения к клиническим психологам.
— Какие еще деструктивные сообщества существуют сегодня?
Олеся Чуранова: В настоящее время существует, к сожалению, множество деструктивных субкультур разной направленности. Это и экстремистская направленность, и сектантская, и террористическая. Не хотелось бы делать рекламу им и лишний раз называть. Родители в интернете могут найти их названия. Я думаю, что это важно. Когда растут дети, мы о них беспокоимся. Они всегда могут попасть под влияние негативных субкультур, под любые манипуляции. Мир меняется. Информации становится очень много, особенно в интернете. И понятно, что у детей увеличивается вероятность столкнуться с плохими людьми уже онлайн.
Ольга Иванова: В Сургуте 19 лет существует городское родительское собрание. И эту тему на них мы никогда не обходим стороной, приглашаем специалистов в этом направлении. Представляются конкретные примеры и ситуации, и эксперты рассказывают, как родителям распознать проблему и вести себя правильно. Поучаствовать в родительском собрании можно очно и дистанционно. Родители должны знать, как разобраться в ситуации, принять правильное решение, возможно, не драматизировать в отдельных случаях, а поддержать, протянуть руку, обратиться к квалифицированным специалистам.
Что делать родителям
— Как же нужно вести себя родителям, если они заметили странности в поведении детей?
Олеся Чуранова: В первую очередь нужно понять причину, почему это началось и происходит. Мы же часто говорим о том, что виноват тот, кто старше. Нужно к себе обратиться, прежде всего, понять, что я сделал не так, где я упустил ребенка, почему мой ребенок не пошел в секцию плавания, к примеру, или в какую-то театральную студию, а надел маску и начал скакать, как животное, деградировав тем самым интеллектуально и физически.
Ольга Иванова: Родитель должен понимать, в каких группах бывает ребенок, чем интересуется. Нужно заглянуть в блокнот или тетрадь, если не получается попасть на страничку в соцсетях. На них дети часто оставляют определенные символы, знаки, рисунки, картинки, фотографии.
— Какие-то признаки есть того, что ребенок попал под влияние деструктивного сообщества?
Олеся Чуранова: Каждая субкультура отличается своей идеологией, стилем одежды, мировоззрением. Но существуют какие-то общие маркеры, на которые родители должны обратить внимание. Прежде всего, у ребенка меняется поведение. Он становится скрытным, не говорит о том, с кем и где общается. С одной стороны, это в целом естественно для подростка. Но тем не менее, если ребенок всегда держал себя в руках, общался, а потом начались резкие вспышки агрессии, либо резкий уход в себя, на это нужно обратить внимание. Также нужно понаблюдать, какую ребенок выбирает одежду. У многих субкультур она имеет какие-то особенности. То же самое с прическами и аксессуарами.
— Если вдруг ребенок начинает ходить во всём черном, стоит на это реагировать?
Олеся Чуранова: Это может быть маркер отдельной субкультуры. Но при этом понятно, что мы не должны всех под одну копирку мерить. За черной одеждой может скрываться депрессивный фон настроения. Это одна история. Но если, допустим, ребенок надел черную одежду и определяет это как свою принадлежность ко взрослому миру, говорит о том, что все мировые дизайнеры очень его любят — это нормально. Это связано с определенной философией и мировоззрением. Но если у ребенка в гардеробе больше ничего нет, только черная одежда, у него одна и та же стрижка, понижен эмоциональный фон или наоборот выбросы агрессии на какие-то просьбы родительские, это уже является сигналом, что с ребенком что-то происходит, и здесь нужно покопаться.
— Допустим, узнали, что ребенок, скорее всего, подвержен какому-то влиянию. Что дальше делать? В полицию идти, к соцработнику, психологу?
Олеся Чуранова: Я как психолог могу рекомендовать обратиться к этому специалисту. Сначала родитель может прийти на консультацию один, без ребенка. Это может быть и школьный психолог в том числе, потому что они у нас сейчас очень хорошо вооружены определенным инструментарием, знаниями для того, чтобы помочь сориентироваться родителю. Но если это связано с какими-то правовыми моментами, и родитель понимает это, то уже в правоохранительные органы нужно обращаться.
Я бы посоветовала родителям в первую очередь наладить контакт с ребенком. Если не получается, можно попросить классного руководителя, чтобы он со стороны посмотрел. Прежде всего, потому что дома подросток ведет себя одним образом, а в школе — по-другому. Это два разных ребенка. У нас в каждом образовательном учреждении есть психолого-педагогические службы, где работает несколько специалистов, как правило. Есть большие школы, где по 10-11 психологов. Поэтому, в принципе, можно выбрать даже себе специалиста для того, чтобы проконсультироваться.
У нас существует школьная служба примирения, которая реагирует в случае конфликтных ситуаций. В том числе специалисты применяют процедуру медиации. У нас есть очень хорошие, в этом отношении продвинутые специалисты. Но родитель вправе выбрать любого иного психолога по рекомендации. Они есть и в центрах социального обслуживания населения, в медицинских учреждениях.
— Чем может грозить общение в деструктивных сообществах или и с деструктивными сообществами подростку?
Ольга Иванова: Зависит от того, какое это деструктивное сообщество. Если экстремистского характера, например, то с этим строго. Бывают ситуации, когда одна легкомысленная фраза или эмоциональная переписка в соцсети может привести к серьезным проблемам.
Поэтому мы учим детей, как вести себя безопасно в Сети. Начиная с пятого класса проводим серьезные беседы, встречи. Нас поддерживает организация, которая занимается кибербезопасностью в Югре, систематически эксперты посещают образовательные организации. Для трех возрастных групп существует сетевая программа «Безопасность Сети», где можно просмотреть ряд видеолекций и пройти тесты. И, конечно же, минимизировать те риски, которые возможны от неправильного поведения в социальных сетях, потому что информационный след остается за каждым.
Чем увлечь ребенка
— Понятно, что если ребенок будет занят в различных кружках и секциях, то у него меньше будет времени на сомнительные контакты. Но многие родители скажут — у меня нет времени водить ребенка на занятия, сейчас всё платно и мне не по карману. Куда можно отдать ребенка сегодня в Сургуте, кроме спорта?
Ольга Иванова: Спектр на самом деле огромный. Это и программы в муниципальных спортивных и музыкальных школах, в учреждениях образования и культуры. Негосударственный сектор тоже активно работает. Например, центр молодежного инновационного творчества «Навигатор» у нас занимается подготовкой ребят к 3D-олимпиадам. Это связано с современным оборудованием, прототипированием, сбором беспилотных летательных аппаратов.
Часто организации, которые можно посещать, находятся рядом с домом. Можно шить, заниматься дизайном. В центре «Порт» существует огромный спектр возможностей не только поучаствовать в выставках, но и попробовать свои прикладные способности и навыки. Если есть необходимость развить спортивные навыки и нужно подтянуть здоровье, в школах есть бассейны, еще движение юнармейцев, «орлята России» для учащихся начальных классов.
Проект «Семейное чтение» очень объединяет взрослых и детей. Самое главное, разобраться, что интересно ребенку, и помочь ему. У нас сегодня есть примеры, когда дети сами заявляются на программы «Движение первых», выходят на региональные и федеральные уровни со своими идеями и достигают хороших результатов.
— На какие еще ресурсы стоит обратить внимание родителям Сургута?
Ольга Иванова: У нас есть ресурс департамента образования во «ВКонтакте». Там можно оперативно получать полезную информацию. Еще группы в Телеграме «Образование, культура, спорт», «Учусьвсургуте» и «Учусь в Югре». В них можно увидеть неожиданные предложения. Вот на днях, например, предлагали школьникам провести лето в «Сириусе». Сегодня, чтобы попасть на федеральные смены в «Артек» или «Орленок», не нужно искать квоты, связи. Нужно, чтобы ребенок показал свою активность. Она может быть разная, связана с волонтерской деятельностью, наукой, спортом или искусством.
Каждый ребенок хочет самореализоваться, самовыражаться, показать себя, свою уникальность, особенность. Но очень важно, чтобы это было в правильном поле и рядом находился грамотный родитель, который поддержит. Сегодня в городе созданы возможности для каждого ребенка — творческого, спортивного, интеллектуального. Главное — вовремя получить информацию, воспользоваться ею и подсказать своему ребенку траекторию развития.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в ХМАО. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.