Мать двоих детей Софья Вислова из Тюмени переехала в Краснодар и после начала СВО организовала сбор и доставку гуманитарных грузов за ленту. Многие друзья девушки и ее экс-супруг — заключенный из Югры Валентин Кобзарь — погибли в боях при штурмах, но это ее не остановило: Софья пошла на обучение, чтобы заключить контракт с Минобороны и отправиться в зону боевых действий. Что помешало красавице там оказаться — читайте в нашем материале.
Софья родилась в Тюмени, в школе училась посредственно, но к окончанию среднего звена взялась за голову. Последние три года прошли в кадетском классе, где девочка несколько раз прыгнула с парашютом и начала мечтать о военной карьере. Останавливали ее лишь родители из-за жестких требований в армии и яркой внешности девушки.
В итоге сразу после школы Софья поступила в Аграрный университет северного Зауралья на экономиста и устроилась в модельное агентство. Фотосессии и показы тюменка воспринимала как хобби, но за это неплохо платили, и студенческая жизнь с подработками казалась слаще.
На последнем курсе девушка вышла замуж за жителя Пыть-Яха Валентина Кобзаря, буквально через две недели девушка узнала, что скоро станет мамой. После окончания университета Софья пошла учиться в колледж на педагога дошкольного образования с ребенком на руках, после она какое-то время работала воспитателем, администратором и помощником руководителя в строительной фирме.
Через некоторое время после появления дочери Маши брак стал расклеиваться, потому как избранник предпочитал проводить время в шумных компаниях, а не с семьей, баловался запрещенными веществами. По словам самой Софьи, он старался быть хорошим, но не всегда получалось. Семья пыталась наладить жизнь и в Тюмени, и в Пыть-Яхе, но не сложилось. Всё привело к расставанию, пара сначала разъехалась из-за желания Валентина поехать учится в другой город без семьи, потом Софья подала на развод, а вскоре узнала, что беременна вторым ребенком. Брак, однако, это не спасло.
— Он гулял конечно, дома не бывал. Но старался работать. После рождения сына переехали в Пыть-Ях, он там работал, жили у родителей — это лучшее время было из всего трехлетнего брака. Потом мы почему-то уехали в Тюмень обратно. Сыну года не было, мы разошлись, — вспоминает тюменка.
Скоро Валентин попался с наркотиками. По его версии, его подставила девушка, с которой на тот момент он был в отношениях, подкинув в его машину синтетику. Его приговорили к 6 годам и 8 месяцам колонии строгого режима за покушение на сбыт наркотиков в крупном размере в составе группы лиц по предварительному сговору. Валентина Кобзаря распределили в колонию № 2 в Тюмени, там он занялся спортом, поступил на вышку и работал. Друзьям он часто рассказывал о своих планах на жизнь, мечтал отправиться в автопутешествие на своей машине, собирался добиваться перевода на принудительно трудовые работы.
Софья же в это время вышла замуж, но и второй брак не был удачным. Супруг страдал редкой генетической болезнью, и ему постоянно нужно было переливать кровь, в конечном итоге мужчина скончался.
— Он должен был в 18 лет умереть, а прожил до 30. У него кровотечение открылось. И уже не смогли остановить. Я знала о болезни с самого начала, мы каждый день думали «ну, хоть еще один прожил». Так что, были готовы к такому исходу. Я думала, что справлюсь, но нет — у меня началась сильнейшая депрессия, я пила таблетки, старалась себя вытащить, потом врачи сказали, что нужно сменить обстановку и отдохнуть. Я поехала в Краснодарский край как-то спонтанно. И переехала. Приехала в Тюмень, вещи собрала, никому ничего не сказала. Нашла дом за 20 тысяч в месяц на юге. Сняла его, оплатила, детей забрала, вещи. И вот маме потом сказала, на пороге уже фактически, — говорит Софья.
Там Софья встретила своего нынешнего избранника Евгения, он на тот момент служил в армии по контракту. Поменял свои планы и бывший муж Валентин, он хотел быть ближе к детям и перевелся в краснодарскую колонию, где по неизвестной для Софьи причине завербовался в ЧВК «Вагнер».
— Я ничего о «Вагнере» не знала, привозила ему детей даже, мы общались, я никогда не препятствовала их встречам. Мне о его намерениях никто не сказал. Если бы мы [с нынешним мужем] знали, что он хочет туда пойти, то препятствовали бы этому, потому что в этих отрядах для осужденных почти все шли на смерть. В наших интересах, чтобы отец детей был жив. Он подписал документы, проходил обучение. Его отправили на Украину, и только тогда нам сообщили. Погиб Валентин 18 октября 2022 года под Бахмутом от попадания ракеты, — вспоминает Софья.
По словам Софьи, она до сих пор не может отойти от смерти отца ее детей, часто вспоминает и жалеет, что не знала о его решении, иначе бы обязательно отговорила. После смерти Валентина дети не получили ничего от выплат «Вагнера». Поначалу девушка пыталась бороться за наследство для несовершеннолетних, но впоследствии передумала из-за несовершенства законодательства и серых расчетов в группировке «Вагнер». Подробнее об этой истории мы рассказывали здесь.
Вскоре в командировки «за ленту» начали отправлять и Евгения, в них он был по два месяца. Накануне первого отъезда пара срочно оформила свои отношения, хотя до этого планомерно готовилась к свадьбе, будущие молодожены рассылали пригласительные и продумывали торжество.
— В это время стали приходить новости о смертях наших друзей в зоне боевых действий. Какие тут праздники и веселье, сначала мы решили перенести, а потом быстро расписались, когда узнали о том, что его отправят сначала на обучение, а потом туда, — объясняет Соня.
Гуманитарная помощь и обучение военному делу
По словам Софьи, все последние годы она живет от стресса к стрессу: сначала смерть второго мужа, затем гибель отца ее детей под Бахмутом, а после — отправка и нынешнего супруга в зону боевых действий.
— Поначалу я, конечно, рыдала. Срывало, ревела, но благо есть машина — брала детей, садилась и мы уезжали куда-нибудь. Потом я села и подумала, что не всё так плохо. Дети — мой мир, моя любовь, они есть у меня, а я есть у них. Потом появилась потребность в каких-то вещах и питании для парней, так началась история с гуманитаркой, — рассказывает девушка.
Изначально собирали грузы для своих близких и знакомых военных, которые были вынуждены жить в брошенных домах без отопления и воды — местные администрации часто не поставляют ресурсы из-за их стоимости, а в некоторых местах разрушены и коммуникации.
— Тогда пошли огромные по стоимости заявки, дорогущие, на вот эти вот нужды. Я активно начала заниматься, когда в 23-м году Женю отправили. Познакомилась с девочкой из Краснодара, она тоже занимается гуманитаркой. Мы с ней скооперировались, начали все рассылки делать в группах, по знакомым, в статусах, что собираем деньги. Что-то люди покупали сами, — объясняет Софья.
В основном передавали маскировочные сети, тепловые пушки, одежду и лекарства. Соня самостоятельно отвозила груз в зону СВО на своей красной машине, очень приметной для таких целей.
— Первый раз было страшно, очень страшно. Хотя я была между зеленой и желтой зоной, где не так стреляют, в 40−100 километрах от линии соприкосновения. Не так часто, но к нам могло прилететь, а еще моя красная машина, очень заметная. Тогда мы ездили вдвоем с девочкой, она медик, — говорит тюменка.
Параллельно девушка проходила курсы военной подготовки, в том числе в ЧВК «Вагнер». Софья решила исполнить свою мечту детства и стать частью армии, но, как сама признается, убивать бы не хотела. Ее цель была стать связистом.
— Я считаю, что если ты хочешь убивать, то тебе надо не в армию, а к психиатру. Я туда пошла потому что там наши ребята, там мой муж, у меня был план оставить пока детей с мамой. Финансовое положение контрактников сейчас тоже не сахар, особенно когда они здесь, на гражданке, а у нас четверо детей: двое — у мужа, двое — у меня, — объясняет она свое решение.
Занятия военной подготовкой проходили во всей амуниции, вес которой десятки килограммов. Тренировки могли длиться от пары часов до нескольких дней.
— Со стороны кажется, что это всё легко, но попробуй 15 минут поднимать, отпускать автомат, держать всё правильно и при этом менять магазин. Есть и тренировки по пять, по семь дней, где ты почти постоянно. Это изматывало, это очень тяжело физически. Надо делать, вставать, ложиться, вставать, поворачиваться, с автоматом, в тяжелом броннике. Еще стреляют около уха, гранаты взрывают около головы, ног. Мы все были в синяках. Как-то после тренировки пришлось в больницу ехать. Отбила мизинец. Опух так сильно! Думала, что перелом, но я никогда не хотела бросить занятия, — признается тюменка.
Девушка уже была готова к подписанию контракта. Она пять раз ездила на границу и в зону СВО с гуманитаркой, но последняя поездка с грузом изменила всё. Софья снова беременна, отправлять в зону боевых действий ее нельзя. Сейчас она на седьмом месяце беременности. За это время она передумала идти в связисты и хочет отучиться на медика, чтобы помогать раненным бойцам.
— Я не бог, чтобы забирать чужую жизнь, не я ее давала. Сейчас хочу курсы пройти медицинские. Когда ребенку будет полтора года устроюсь в военный госпиталь. Жизнь продолжается ни смотря ни на что, и любой человек, в любой жизненной ситуации может помочь, я бы этого хотела, — объясняет будущая многодетная мать.