В День туризма в павильоне «Космос» на ВДНХ в Москве представили фотопроект Олега Зотова «Сердце Югры». Открытие приурочили к подведению годовых итогов работы по соглашению между правительствами Москвы, Югры и ПАО «ЛУКОЙЛ». Это выход на новый уровень сотрудничества в сфере туризма между Ханты-Мансийским автономным округом и Москвой. Проект входит в программу Года культурного наследия народов России и Года председательства РФ в Арктическом Совете в 2021–2023 годах. Выставка будет работать на этой площадке до 1 декабря.
Бонусом выставки стала викторина, в которой может поучаствовать любой желающий и выиграть путешествие в Югру. Все условия викторины можно узнать на официальном сайте выставки.
Фотопроект впервые показали этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Экспозиция выставки состоит из 40 фотопанно, выполненных в уникальной современной технологии «пластификация», с портретами, образами и символами, которые показывают Югру изнутри, знакомят с природой и жизнью на севере. Фотографии отправляют зрителей в Приполярный Урал и на гору Нер-Ойка, к рекам Иртыш и Обь, в тайгу, к водопадам и озерам, на штольни с горным хрусталем.
Фотовыставку «Сердце Югры» будет сопровождать масштабная информационная кампания о туризме в Югре с размещением баннеров о регионе.
— Я бы охарактеризовал Югру словами: гармония, баланс, равновесие, — рассказывает автор выставки Олег Зотов. — Мне было интересно снять не просто красивые репортажные кадры, а легенду, некий миф. Чтобы каждая фотография излучала энергию природы, полезных ископаемых, светлую энергию людей. Для этого не нужно никаких вычурных поз, чего-то искусственного.
Фотограф сказал, что не использовал программную обработку фотографий, не задействовал моделей или искусственные декорации. На снимках — простые люди их реальная жизнь.
— Кадры естественные: свет, модель, поза, — продолжает Олег Зотов. — Нам даже визажист не понадобился. Наверное, если что-то делаешь правильно, то всё находится само: солнце, люди, бивень мамонта, беломошник; женщина, собирающая ягоды, и даже собака, прибежавшая и вставшая перед камерой.
Фотографу понадобилось две экспедиции в разное время года, для того чтобы в полной мере раскрыть характер Югры.
— Было две экспедиции — зимняя и летняя. Одна заняла 20 дней, другая — 10 дней. Снимков сделано очень много, но пришлось для экспозиции выбрать всего 40 фотографий, и мы очень ужимались, — добавил автор.
В департаменте общественных, внешних связей и молодежной политики Югры рассказали, что идея создания такого проекта родилась у Олега Зотова, когда он посещал округ в качестве члена жюри конкурса «Открой Югру». Правительство Югры инициативу поддержало. Героями фотосюжетов стали жители городов и поселков Югры. Самому маленькому из героев на момент съемки было девять месяцев, самому взрослому — 84 года.
На церемонии открытия директор департамента общественных, внешних связей и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Елена Шумакова рассказала о «Сердце Югры».
— Сегодня, во Всемирный день туризма, мы хотим познакомить вас с миром коренных народов Севера, с уникальной природой Югры, с уникальной территорией российского Севера, с эпосом, мифологией, культурой, самобытностью наших народов, — отметила Елена Шумакова. — Неслучайно эта выставка открывается именно в павильоне «Космос», потому что мир коренных народов — это целая вселенная, наполненная глубинными смыслами, глубинной мифологией, глубинными ценностями гармоничного развития человека, развития в гармонии с собой, с природой. Это именно то, что нам сегодня так необходимо. Это тот дар, который несут коренные народы, независимо от того, кто в какой точке мира живет.
Заместитель председателя комитета по туризму Москвы Алина Арутюнова отметила, что подобные проекты влюбляют в нашу необъятную и такую разную страну.
— В такие минуты, когда мы вместе собираемся и говорим о нашей большой Родине, мы понимаем под этим патриотизм, — говорит Алина Арутюнова. — Патриотизм — это любовь к родине. Невозможно любить то, чего не знаешь и чего никогда не видел. Путешествия, познание родины — это начало того, чтобы стать настоящим патриотом. Сейчас, на этой выставке, мы можем увидеть еще одну частичку нашей страны.
День открытия выставки в Москве совпал с проведением в Ханты-Мансийске международной научной конференции «Этнокультурное наследие коренных народов как ресурс устойчивого развития Югры».
— Конференция проводится в период председательства России в Арктическом совете, — отметила губернатор округа Наталья Комарова. — Сегодня вопросы сохранения этнокультурного наследия входят в повестку ключевых экономических, социальных, диалоговых площадок. Наследие Севера содержит значимые для устойчивости мира сценарии экономически ответственного развития, осознанного потребления, использования природного, культурного капитала, креативных индустрий.
Наталья Комарова рассказала, что на базе Обско-угорского института прикладных исследований и разработок ведется работа по созданию диалектологического атласа обско-угорских и самодийских языков. Сейчас атлас содержит свыше 4600 словарных статей на хантыйском языке, свыше 3300 — на мансийском, более 600 — на ненецком.
— Традиционный образ жизни, культура, родные языки, промыслы коренных народов — основа многих гуманитарных проектов Югры и всей России. Особые возможности Югры основаны на этнокультурном наследии коренных народов, — подытожила губернатор.
Организаторами и партнерами проекта стали департамент общественных, внешних связей и молодежной политики правительства Югры, автономное учреждение Югры «Центр «Открытый регион»», медиахолдинг «Югра», АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы», комитет по туризму города Москвы, Фонд «Росконгресс», Фонд «Инносоциум», КП «ВДНХ», Фонд развития Югры, VisitUgra, туристский информационный центр города Ханты-Мансийска, RUSSPASS, Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», Окружной Дом народного творчества, Музей Природы и Человека, Театр обско-угорских народов «Солнце», Союз оленеводов Югры, Природный парк «Нумто», мастерская «Узор Мира», ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», АО «Северречфлот», АО «Юграавиа», «ЮграМегаспорт», ООО «ЭкспоРуна», Центр развития фотографии «ПроЛаб», Галерея «Триумф», ООО «Триумф — выставочные экспозиции».