
Педагог из Урая на Всероссийском конкурсе «Учитель года»
5 октября, в День учителя, мы узнали историю югорчанки Оксаны Сергеевой, ее путь от журналистики до финала Всероссийского конкурса «Учитель года» в Санкт‑Петербурге. Как любимая работа становится источником радости и как ИИ (искусственный интеллект) помогает детям мыслить и говорить лучше, — в материале ниже.
Профессиональный путь
Оксана Сергеева — учительница русского языка и литературы в городе Урае — еще со школьной скамьи тянулась к педагогике: помогала организовывать лагеря, шефствовала над младшими классами и проводила праздники. В ее душе уже жила роль учителя, но окружение советовало выбрать «более престижную» профессию. Девушка попробовала журналистику: телевизионные съемки и газетные строки казались манящими, но не приносили ожидаемой радости.
«Работала с первого курса сначала на телевидении, потом в газете. Так прошло пять лет. Чем больше я погружалась в профессию, тем яснее понимала, что мне мало быть сторонним наблюдателем. Я хочу большего, больше творчества, больше общения», — говорит Оксана.
Переломным стал опыт работы в детско‑юношеском центре, где она стала заместителем по воспитательной работе и преподавателем журналистики.
«Каждый вечер я ложилась спать в предвкушении нового рабочего дня», — вспоминает она.
Так окончательно сформировалось профессиональное призвание, и в 2016 году Оксана Сергеева стала учителем.
Всероссийский конкурс «Учитель года»
Ноябрь 2024 года. Оксана живет с мечтой стать участницей конкурса «Учитель года» и по воле случая за неделю до муниципального этапа получает предложение поучаствовать в нем. Семь интенсивных дней подготовки, поддержка коллег и первая победа на муниципальном этапе. Затем — окружной этап, и, наконец, федеральный финал в Санкт‑Петербурге.
Петербург принял финалистов торжественно: встреча в аэропорту, торжественная церемония в резиденции губернатора города — бывший Смольный институт и первое учебное заведение для женщин в России. Но самым трогательным моментом, по словам Оксаны Сергеевой, стало общение с учениками гимназии № 56 — дети буквально обняли педагогов.
Вечером ждал еще один приятный сюрприз: Дворцовый мост подсветили цветами триколора — так делают в особых случаях.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге
Номинация «Мастер цифрового образования»
Хотя Оксана не вошла в число лауреатов конкурса, она выиграла номинацию «Мастер цифрового образования». За девять лет в профессии ее главный вопрос звучит так: как сочетать цифровые возможности с глубиной мышления и красивой речью?
«Цифровые инструменты открывают огромные возможности, но у медали две стороны. Обилие информации приводит к тому, что внимание современных детей поверхностное, фрагментарное, общаются они в основном виртуально, обрывочными фразами и аббревиатурами, из-за чего страдает качество их речи», — делится наблюдениями Оксана Сергеева.
Игровой квест на уроке
В ходе интервью мы спросили у Оксаны Сергеевой, есть ли у нее пример, когда урок проходил лучше с цифровыми инструментами, на что она рассказала, как провела конкурсный урок в 6‑м классе по теме «Языковые особенности функционально-смысловых стилей речи» в формате квеста с помощью ИИ.
Суть такова: ученикам пришел запрос от героя комикса Майора Грома поймать банду киберпреступников, создавших вирус, путавший типы речи. Дети составили алгоритм распознавания, восстановили код антивируса и анализировали стили текста. Финалом стала битва с лидером банды, который предложил соревноваться с нейросетью: восстановить поврежденный текст, определить стиль и убедительно защитить свою точку зрения. В итоге вирус был нейтрализован.
«Мне важно, чтобы ИИ был инструментом для воплощения идей, а не заменой творческой работы детей. Не вместо, а вместе», — подытоживает Оксана Сергеева.
Также педагог разрабатывает проекты, которые возвращают ученикам умение ясно мыслить и говорить: серия видеоуроков «Русский без перегрузки», цикл о фразеологизмах «Слово не воробей», подкаст «Лит‑ра» и курс подготовки к ОГЭ «Экзамены без перегрузки».

Оксана Сергеева — учитель русского языка и литературы
Показателем хорошего урока является наличие вопросов и мотивация искать ответы, а также желание становиться авторами своих историй и проектов, считает Оксана Сергеева.
Останавливаться учительница не собирается — в будущем она планирует развивать уже имеющиеся проекты.
Ранее мы публиковали быстрый тест с заданиями, которые давали нынешним школьникам.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в ХМАО. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.


