Специалистами федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования с участием ведущих специалистов по развитию систем профессиональных квалификаций, образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по специальностям, а также экспертами в области СПО и разработчиками ФГОС СПО подготовлен новый макет ФГОС СПО, разработанный по принципу модели «конструктора компетенций», который будет давать возможность из набора возможных видов деятельности выбирать те, которые необходимы рынку труда в конкретном месте в необходимом количестве.
Внедрение новых и актуализация действующих ФГОС СПО предусматривает:
введение широкой квалификации с набором видов деятельности для формирования ООП;
изменение структуры ООП в соответствии с практико-ориентированным подходом к обучению;
оптимизацию сроков обучения;
введение освоения основ бережливого производства, цифровых компетенций.
В процессе совершенствования макета ФГОС СПО по топовым профессиям и специальностям претерпели изменения следующие разделы: «Общие положения» (раздел I); «Требования к структуре образовательной программы» (раздел II); «Требования к результатам освоения образовательной программы» (раздел III); «Требования к условиям реализации образовательной программы» (раздел IV).
Перечень актуализированных в 2021 году ФГОС СПО по УГПС:
Внедрение новых ФГОС СПО обеспечит:
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность и вариативность содержания ОП, возможность формирования ОП различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ОП и результатам их освоения;
введение новых направлений подготовки кадров и, как следствие, формирование эффективного и конкурентоспособного рынка профобразовательных услуг в соответствии с потребностями экономики и промышленности в квалифицированных кадрах среднего звена.
Результаты проекта «Организационно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и соответствующих примерных основных образовательных программ, учитывающих требования рынка труда, экономики, мировых стандартов, обновление отраслевых технологий и внедрение цифровых технологий, в том числе с учетом развития практико-ориентированных форм подготовки кадров» (№ 30/2021 от 17.06.2021), реализованного ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» при поддержке Минпросвещения России.