16 апреля пятница
СЕЙЧАС -1°С

Это возможная схема вывода денег: эксперты о закупках принадлежащего властям ХМАО «Нижневартовскавиа»

Мы изучили наиболее крупные госзакупки компании за два года. Их общая сумма — 5 млрд рублей

Поделиться

Обыски в здании аэропорта в январе 2021 года вызвали большой резонанс

Обыски в здании аэропорта в январе 2021 года вызвали большой резонанс

Поделиться

Эксперты нашли признаки вывода денег из АО «Нижневартовскавиа»

Одна из самых любопытных историй в последнее время в ХМАО — это уголовное дело, которое возбудили в январе 2021 года после обысков в аэропорту Нижневартовска, принадлежащего АО «Нижневартовскавиа», 100% акций которого владеет правительство округа. Расследованием занимался отдел по борьбе с экономическими преступлениями, сообщил источник 86.RU в силовых органах. Корреспондент 86.RU изучил наиболее крупные госзакупки компании за 2018–2020 годы и попросил экспертов оценить данные.

За 2018–2020 годы «Нижневартовскавиа» заключило госконтракты на организацию зарубежных командировок летных и технических экипажей вертолетов на 1 млрд рублей ($ 13 млн) и еще на 4 млрд рублей ($ 57 млн) — на лизинг или аренду вертолетов. Почти все — 10 из 12 найденных контрактов на зарубежные командировки — заключены компанией, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах, Optimal Solution FZE. При этом по условиям конкурса закупка осуществлялась у единственного поставщика. О компании практически ничего неизвестно, кроме пары упоминаний на арабских сайтах бизнес-агрегаторах, которые просто сообщают, что эта компания существует — не уточняя, чем занимается, когда создана, кому принадлежит и с кем ведет дела.

Протокол одной из закупок

Протокол одной из закупок

Поделиться

По данным базы ImportGenius, единственными контрагентами арабской компании являются «Нижневартовскавиа» и российская компания «КВ Групп». О последней сведений в открытых источниках нет вовсе, а основным видом деятельности, по данным сервиса «Контур.Фокус», является аренда и лизинг воздушных судов и авиационного оборудования. «КВ Групп» через одного из учредителей — Антона Стальгорова — потенциально связана с Optimal Solution FZE: Стальгоров является учредителем в «фирме-двойнике» арабской Optimal Solution — ООО «ОПТИМАЛ СОЛЮШН», которая занимается торговлей одеждой, следует из данных сервиса «Контур.Фокус». Из 57 млн долларов за два года по контрактам «Нижневартовскавиа» на лизинг или аренду вертолетов треть получила «КВ Групп» и связанная с ней компания ООО «АПК ВЕКТОР».

Единственными контрагентами арабской компании являются «Нижневартовскавиа» и российская компания «<nobr class="_">КВ Групп</nobr>»

Единственными контрагентами арабской компании являются «Нижневартовскавиа» и российская компания «КВ Групп»

Поделиться

За рубежом «Нижневартовскавиа» зарабатывает примерно половину выручки — оказывает авиационные услуги для миссии ООН в Судане, Сомали, Конго, Гаити, работает по краткосрочным контрактам в Зимбабве, Мозамбике и Центральной Африканской Республике (ЦАР), следует из данных годового отчета компании. Но при этом почти всё заработанное «Нижневартовскавиа» тратит. Например, в 2018 году компания заработала 2,5 млрд, а потратила 2,2 млрд рублей. В 2019 году заработок составил 2,7 млрд рублей, а затраты — 2,5 млрд рублей.

По данным отчета компании за 2019 год, парк воздушных судов вертолетного подразделения АО «Нижневартовскавиа» насчитывал 7 вертолетов типа <nobr class="_">Ми-8Т</nobr> и 9 вертолетов типа <nobr class="_">Ми-8АМT</nobr>

По данным отчета компании за 2019 год, парк воздушных судов вертолетного подразделения АО «Нижневартовскавиа» насчитывал 7 вертолетов типа Ми-8Т и 9 вертолетов типа Ми-8АМT

Поделиться

При миллиардном обороте чистая прибыль компании составляет несколько десятков миллионов рублей и сокращается с каждым годом: в 2019 году она составила 11 млн рублей, хотя в 2018-м была 65 млн. Компания объясняет, что спрос на вертолетные перевозки снижается и в России, и в мире. «Отрасль на сегодняшний день несет серьезные убытки. Падение рентабельности негативно отражается на уровне долговой нагрузки в отрасли в целом, что ухудшает кредитоспособность российских авиаперевозчиков. Большинство авиакомпаний перешли от стратегии развития к стратегии выживания», — говорится в годовом отчете «Нижневартовскавиа» за 2019 год. Впрочем, на количестве и стоимости заключенных компанией контрактов — как на аренду, так и на командирование сотрудников — бедственное положение отрасли не сказалось, судя по данным сайта госзакупок.

Что здесь не так

Старший преподаватель Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Владимир Юровский считает, что такая схема закупок в сочетании с финансовыми показателями компании (большая «оборотка» и небольшая прибыль) может свидетельствовать о выводе средств за границу. Как пояснил Юровский, такая схема достаточно известна.

— Я заказываю услуги (в данном случае по аренде и лизингу. — Прим. ред.), естественно, далее мне нужны услуги по перевозке, размещению и так далее моих сотрудников (агентские услуги по командированию летного и технического состава. — Прим. ред.). Естественно, я совершенно спокойно заключаю договор с ноунейм-компаниями по завышенным ценам. У меня никакой прибыли «дома» нет, а за рубежом у меня прибыль в валюте, которой я могу распоряжаться, — продолжил эксперт.

Технически, поясняет Юровский, схема для западных стран выглядит абсолютно легально. Компания-заказчик получает счет от компании — поставщика услуг по завышенным ценам. И обычно компания-заказчик и является конечным получателем «излишков» средств — то есть так или иначе контролирует прибыль компании-поставщика, зачастую через фонды, организованные в третьих странах, что и «легализует» данную схему. Бенефициары компании-заказчика имеют кредитку фонда, а сам фонд через цепочку фирм получает средства от компании-поставщика, и раскрыть такую схему практически невозможно, так как де-юре компания-заказчик бенефициаром не является, а просто пользуется активами фонда. При этом сами «излишки» тоже попадают на счета фонда легальным путем: фирма-поставщик оказывает услуги и выплачивает фонду дивиденды.

Эксперты считают, что эта схема также может быть признаком несоблюдения как антимонопольного, так и налогового законодательства.

— Такая схема выглядит подозрительно не с общекриминальной точки зрения, а с точки зрения оптимизации налогообложения, то есть ухода от налогов, если говорить просто. Это может быть способом вывода средств в безналоговые офшорные юрисдикции, — рассказал 86.RU адвокат, кандидат юридических наук Андрей Некрасов. И с этой точки зрения, отметил он, у контролирующих налоговых органов может появиться интерес. Также схемы, по которым компания проводила закупки, вызывают вопросы об отсутствии конкуренции, что является предметом интереса ФАС, продолжает Некрасов.

Некрасов отметил, что подобная схема для России не уникальна, и если правоохранительные и надзорные органы на это закрывают глаза, значит, компании так работать «разрешено».

По данным отчета компании за 2019 год, парк воздушных судов вертолетного подразделения АО «Нижневартовскавиа» насчитывал 7 вертолетов типа Ми-8Т и 9 вертолетов типа Ми-8АМT, в том числе два вертолета, приобретенных в лизинг у Государственной Лизинговой Транспортной Компании. В течение года выполнялись пассажирские рейсы по местному расписанию в национальные поселки Нижневартовского района, полеты для заказчиков по перевозке грузов и рабочих бригад, по выполнению срочных санитарных заданий, по облету линий электропередач, а также по обеспечению пожарной безопасности и для тушения лесных пожаров. В 2019 году вертолетный парк общества продолжил выполнение авиационных услуг на миссии ООН в Судане, Сомали, Конго, Гаити. Кроме этого выполнялись работы по краткосрочным контрактам в Зимбабве, Мозамбике и Центральной Африканской Республике (ЦАР).

Мы отправили запрос в АО «Нижневартовскавиа», чтобы уточнить, по какой причине проходили обыски в компании и почему Optimal Solution FZE и ООО «КВ Групп» — единственные поставщики.

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!