Обвиняемый по делу о создании террористического сообщества Никита Олейник заявил о пытках над ним и его приятелями, которые тоже являются фигурантами уголовного дела. Сегодня, 26 октября, в тюменском суде мужчине продлили меру пресечения — он пробудет в СИЗО до конца этого года.
Напомним, Олейника считают организатором террористической сообщества, которая планировала подорвать самодельную взрывчатку в районе ТЭЦ-2 в Тюмени. Его и еще пятерых его знакомых — из Тюмени, Сургута и Екатеринбурга — задержали в августе и сентябре этого года.
С чего всё началось
Череда задержаний началась вечером 31 августа. Оперативники вместе со спецназом пришли на съемную квартиру екатеринбуржца Юрия Незнамова, его тоже считают участником террористической организации. Как сообщили родственники задержанных, при обыске у него нашли предмет, похожий на винтовку. Юрия доставили в Тюмень. В это же время обыск прошел у еще одного мужчины в Екатеринбурге — Даниила Чертыкова. В тот же период в Сургуте задержали еще двух молодых людей, один из которых Никита Олейник, второй — Роман Паклин. Их тоже доставили в Тюмень.
Продолжились задержания 1 сентября — в Тюмени силовики нагрянули еще к двоим мужчинам, которые, по версии правоохранителей, изготовили взрывчатку.
У всех шестерых задержанных, по данным правоохранителей, была одна и та же идеология.
В итоге возбудили уголовное дело о терроризме. Двоих из Тюмени — Брика и Айдына — отправили в СИЗО по обвинению в изготовлении самодельного взрывчатого вещества (ч. 2 ст. 223.1 УК РФ). Их заключили под стражу.
Следователи называют Олейника организатором сообщества. Он себя — анархистом
Зачем нужно было изготавливать взрывчатку и планировать ее испытание — доподлинно неизвестно. Официальная версия: планирование террористического акта. По версии следствия, озвученной в суде, организатором и лидером этой группировки числится Никита Олейник. Он придерживается анархических взглядов и не скрывает этого от общественности. Его мнение и мысли на этот счет разделяют и другие фигуранты по делу.
Несмотря на обвинение, Олейник говорит, что не считает себя организатором террористического сообщества и с обвинением он не согласен. Утверждает, что к нему применяли пытки и давление. Он просил разобраться в этом вопросе судью, который рассматривал ходатайство следователя о продлении меры пресечения. Но судья, согласно закону, не компетентен в таких вопросах. Поэтому обвиняемому посоветовали обратиться в правоохранительные органы с заявлением.
Заявление обвиняемого о давлении: «Надевали пакет на голову». Расшифровка
Если вину Никиты Олейника докажут, то ему грозит от 15–20 лет лишения свободы или даже пожизненное заключение. Публикуем диалог журналиста и Никиты Олейника.
— Вы сейчас заявили о давлении и пытках. О чем вы говорите?
— В мою сторону и сторону моих так называемых «подельников», в кавычках, применялись физические и моральные пытки. Нас били током, надевали пакет на голову. В пакете я провел двое суток. То есть двое суток я не мог нормально дышать. В таком же состоянии, в скованном, в пакете, я ехал на легковом транспорте из Сургута в Тюмень.
— Скажите, где это [применение давления] происходило?
— Точное место указать я не могу, так как, когда меня задержали, прямо около подъезда пакет на голову был надет. Я могу говорить лишь по каким-то косвенным фактам: глухой звук, допустим, что-то похожее на ангар...
— Я имею в виду, когда вас задержали в Сургуте [имеется в виду, пытки применялись].
— В Сургуте и Тюмени.
— Вы утверждаете, что пытки были и в Сургуте, и Тюмени?
— Да.
— Почему вас вообще взяли и согласны ли вы с предъявленным обвинением?
— Виновным я себя не считаю. С обвинением я полностью не согласен. Я считаю, что это дело, скорее всего, политически мотивированное.
— Сейчас в суде вас назвали организатором. Считаете ли вы себя таковым и что за анархические взгляды преследовали?
— Организатором (террористического сообщества. — Прим. авт.) я себя не считаю. По поводу анархических взглядов — это просто разделение какой-то определенной философии.
— Было ли какое-то насилие в этой философии?
— Нет.
— А философия в каком направлении?
— Свобода мысли. Свобода выражать свое мнение и так далее.
— Как вы думаете, что будет дальше? Вас всё-таки признают виновным?
— Я считаю, что да.
По словам Никиты Олейника, он написал заявление в различные ведомства по поводу давления и применения силы по отношению к нему. Тюменский адвокат Ренат Оспанов, который представляет интересы Олейника, прокомментировал этот факт.
— Он написал заявление, находясь в следственном изоляторе № 1 города Тюмени, о том, что его пытали физически и психически. Он мне также передал аналогичное заявление для региональных ФСБ, СУ СК и правоохранительных органов для проведения проверки и реагирования, — сказал Оспанов.
Что сейчас?
Центральный районный суд Тюмени, не называя полностью фамилии задержанных, продлил меру пресечения в виде содержания под стражей Роману П. 1997 года рождения, Данилу Ч. 1994 года рождения, Юрию Н. 1995 года рождения, обвиняемым в участии в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК РФ). Никите О. 1995 года рождения, обвиняемому в создании террористического сообщества (ч.1 ст. 205.4 УК РФ). Кириллу Б. 1998 года рождения, Денизу А. 1999 года рождения, обвиняемым в незаконном изготовлении взрывчатых веществ группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 223.1 УК РФ).
— Согласно решениям суда Кирилл Б. и Дениз А. будут находиться под стражей по 29 декабря 2022 года. Никита О., Роман П., Данил Ч. и Юрий Н. будут находиться под стражей по 30 декабря 2022 года, — официально заявили в объединенной пресс-службе судебной системы Тюменской области.
Были ли другие участники в этом сообществе — неизвестно. Но следствие вышло пока только на этих шестерых.
По словам правоохранителей, сейчас проводятся экспертизы и допросы. Расследование уголовного дела продолжается. Наши коллеги из 72.RU отправили запросы в ведомства для уточнения информации о заявлении обвиняемого о пытках. Ответы ожидаются.
В сентябре мы нашли родственников и знакомых фигурантов «тюменского дела». Что они рассказали о молодых людях и задержании — читайте в нашем материале.