Павел Ильяшенко из Сургута полгода назад открыл цветочный магазин в стиле гранж, в котором собирает цветочные композиции и проводит мастер-классы по сборке букетов, в том числе на японском инструменте кензане.
Кензан — это держатель, используемый для крепления цветов в вазе при создании композиции. У него тяжелое свинцовое основание с множеством игл, обеспечивающих устойчивость стеблей цветов и веток и их взаимное расположение. Кензан применяют в качестве замены флористической пены.
Павел признался, что в цветочном бизнесе оказался совершенно случайно, вообще-то он по специальности инженер. После окончания университета он переехал в Москву и, листая соцсети, наткнулся на цветочный проект с классной командой профессиональных флористов, которая искала нового сотрудника. Павел отправил резюме и прошел отбор. Так за несколько лет работы то флористом, то управляющим он научился не только составлять букеты, но и познакомился со всеми тонкостями ведения цветочного бизнеса. Постепенно в его голове засела мысль — что если открыть собственный магазин?
После этого он около года готовил бизнес-идею, чтобы открыть свой цветочный магазин в Сургуте. По словам Павла, в родном городе не такая сильная конкуренция, как в столице, поэтому легче воплотить идею в жизнь. Так, в ноябре прошлого года появился «Гранж».
— Я долго думал над названием. Для меня было важно, чтобы всё сошлось воедино. Хотел, чтобы помещение находилось в новом жилом комплексе, а отделка была в стиле «ремонт без ремонта», поэтому отталкивался в том числе от этого. Само помещение нашел быстро, подходящих в городе было не так много, — рассказал Павел.
Павел считает, что цветочные композиции не нуждаются в дополнительных украшениях, поэтому отказался от цветной упаковки и атласных лент. Букеты доставляют в белой крафтовой бумаге и перевязывают бечевкой. Флорист очень редко использует в сборке розы или кустовые хризантемы. Он предпочитает более экзотические или сезонные цветы. Например, пионы (сейчас как раз сезон) или гвоздики, они всегда есть в мастерской.
— Мне кажется, мое видение — это один большой эксперимент для жителей Сургута. Я люблю необычные цветы и ветки. Мне нравятся букеты, которые состоят из цветов разной высоты, то есть не пышные или «пирожочки», как я их называю, а стебли, преимущественно во всю длину. Хочется показать красоту каждого цветка, чтобы его было видно. Такие композиции, как правило, хочется рассматривать.
Как правило, в цветочных всегда в наличии есть готовые букеты. Павел собирает их только под заказ, поэтому каждый букет получается уникальным и не имеет аналогов. Помимо этого, таким образом получается решить одну из главных проблем цветочного бизнеса — цветы дольше сохраняют свою свежесть, потому что в вазе хранится один сорт, то есть пионы с пионами, гортензии с гортензиями, астры с астрами.
— Цветы, скажем так, скоропортящийся продукт. Их к нам поставляют из Москвы. В Москву они едут из Голландии, поэтому важно как можно скорее их реализовать, что не всегда легко, тем более если магазин недавно появился на рынке. Понятное дело, что в таком случае нет бешеного спроса.
Стоимость букетов зависит от их наполнения. Можно собрать букет от 3000 рублей, можно и от 5000. Сейчас самый дорогой в магазине цветок — антуриум. Он относится к премиум-сегменту, одна штука стоит около 1800 рублей. О прибыли и выручке Павел пока говорить не стал, потому что магазин работает меньше года.
— Сейчас, к сожалению, всё дорожает, в том числе и цветы. Радостно, что люди это понимают и готовы вкладываться, когда выбирают букет в подарок. Средний чек, как правило, около 10 тысяч рублей, потому что мы чаще все-таки собираем большие букеты. Стоит отметить, что ведь цветы — это больше про эмоции и приятные воспоминания, поэтому они точно стоят своих денег.
Павел также проводит мастер-классы по сборке букетов на японском инструменте кензане, хвойных новогодних букетов и венков, а также делиться своими знаниями как предприниматель. Например, недавно к нему на обучение приезжала девушка из Нового Уренгоя, у которой тоже свой цветочный магазин. По словам Павла, пока многие присматриваются, ведь букеты экзотические и непривычные для многих, но спрос есть.
Планы на будущее начинающий предприниматель пока не загадывает. Сейчас он активно ведет блог в Instagram (деятельность соцсети запрещена на территории РФ), где делится фотографиями букетов и рассказывает про свой путь в цветочном бизнесе. Его видео набирают сотни тысяч просмотров.
Ранее мы рассказывали историю Алины Вильгоцкой из Нижневартовска. Девушка с детства мечтала стать дизайнером, а полгода назад открыла швейную студию, где вместе с мамой создает одежду для женщин и детей из экотканей. Как молодая югорчанка осуществила мечту — читайте в материале.