В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы создали специальную страничку в инстаграме и публикуем там фронтовые снимки тех лет из семейных архивов со всей страны. Аккаунт называется «Первый фронтовой» — подписывайтесь!
На снимке, который мы публикуем сегодня, командир экипажа ИСУ-122 свердловчанин Алексей Скоморохов с сослуживцами позирует на фоне танка. Он не собирался связывать жизнь с армией и вообще вряд ли определился с жизненными планами на пороге совершеннолетия, но война решила за него, и Скоморохов стал танкистом. На фронте он нашел и потерял друга, заработал контузию, с боями прошел половину Европы, а после Победы вернулся домой и навсегда снял погоны. Кстати, сегодня, 30 марта, ему могло бы исполниться 97 лет.
На рассвете 22 июня 1941 года Алексей Скоморохов из поселка Троицкого что под Талицей, не спал. Как и тысячи советских юношей, он отмечал школьный выпускной, когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Так закончилось детство.
После школы Алексей устроился на местный деревообрабатывающий комбинат, но проработал недолго — еще до конца года попросился в армию добровольцем. В первые месяцы службы вновь пришлось сидеть за партой — осваивать профессию танкиста. После выпуска из учебки Алексея Скоморохова отправили на фронт.
— Папа был очень скромным человеком, не любил распространяться о войне, но если что-то рассказывал, то всегда говорил, что на фронте было очень-очень страшно, — вспоминает сын Алексея Карповича Иван Скоморохов.
Алексей Скомороховв выучился на механика-водителя танка КВ. Начинающему технику-лейтенанту повезло: в одном экипаже с ним оказался земляк Александр Гольдберг (по другим данным — Гольберг). Молодые люди сдружились. У Александра в Свердловске остались мама и сестра, он писал домой письма при каждой возможности.
Друзей определили в отдельный танковый полк прорыва. Такие подразделения формировали, чтобы взламывать подготовленную оборону противника. Проще говоря — этот полк всегда был на передовой, под огнем всех вражеских орудий.
Боевое крещение уральцы приняли в феврале 1942 года, полк участвовал в боях в белгородском городе Короча.
Лето и всю осень Скоморохову удавалось сохранить экипаж и технику, он мастерски управлял тяжелой машиной.
Так продолжалось до 19 ноября 1942 года. Шла Сталинградская битва, 1-й гвардейский отдельный танковый полк прорыва был на острие атак. В тот день экипаж Скоморохова выполнял боевое задание подавить очередную укрепленную огневую точку. Танк раздавил два противотанковых орудия, уничтожил дзот, но был подбит!
Скоморохов вывел машину из боя и организовал оборону: танкисты отстреливались из штатного пулемета и не дали врагам поджечь КВ. После этого боя Алексея удостоили медали «За отвагу».
Бой за боем пролетели несколько месяцев, советские войска перешли в наступление. В середине августа 43-го наши танкисты дрались в городе Спас-Деменске. Мы не знаем точно, что произошло в том бою, но удача изменила лейтенанту Скоморохову — он не уберег машину и экипаж.
— Дедушка говорил, что случился взрыв, его выбросило из танка и засыпало землей, только поэтому он отделался контузией, — рассказала внучка ветерана Елена Беспоместных. В его биографии, которую записали сотрудники Троицкого музея, сказано, что Скоморохов горел в танке и сутки лежал без сознания среди убитых бойцов. Возможно, земля, которая засыпала его после взрыва, сбила пламя, и это спасло жизнь лейтенанту. В том бою он лишился друга: Александр Гольдберг погиб в горящем танке.
Алексей Скоморохов после контузии вернулся в строй — уже на ИСУ-122. Воевал на Карельском, Украинском и Прибалтийском фронтах, брал Берлин. Он дослужился до старшего лейтенанта, вскоре после войны получил орден Красной Звезды, должен был участвовать в Параде Победы на Красной площади и уже собирался со своим подразделением выдвигаться в столицу, но получил приказ отправляться в Чехословакию — добивать фашистское сопротивление.
Исполнив этот долг, Алексей Скоморохов вернулся домой до конца победного 45-го года. В Свердловске он пришел к Мине Семеновне и Нине Соломоновне Гольдберг, которым рассказал, как погиб их брат и сын. С родными погибшего боевого товарища он поддерживал отношения много лет. На гражданке Скоморохов опять устроился на Талицкий деревообрабатывающий комбинат, с которого уходил на фронт, и проработал там всю жизнь.