RU86

сев.

760мм 32%
USD 89,05
EUR 95,39
Наука Древнее захоронение и артефакты обнаружены около Нягани в ходе археологической экспедиции

Керамические и стеклянные находки содержат сведения о древних обитателях Нижнего Приобья

Раскопки на древнем захоронении в Нягани велись летом 2021 года

Участники Югорской археологической экспедиции нашли уникальные предметы на раскопках в Октябрьском районе ХМАО. Работы проходили этим летом в 80 километрах от Нягани на реке Ендырь. Археологи нашли уникальные артефакты — керамическое сопло и стеклянные бусины.

Первая находка — керамическое сопло. Это трубка для нагнетания воздуха в плавильную печь. Оно относится к бронзовому веку и, вероятно, связано с литейной мастерской начала II тысячелетия до н. э. Сопло — третий подобный археологический объект, найденный на территории от Ханты-Мансийска до Салехарда. Такие изделия встречаются южнее, вплоть до Северного Казахстана, территорий распространения синташтинской культуры, население которой оставило знаменитое поселение Аркаим.

— Древние жители Нижнего Приобья не имели собственных рудных источников и использовали привозной металл. Тем не менее, как мы видим, северяне довольно умело обращались с металлом и успешно перенимали технологические новации. Таким образом, мы можем представить масштабы того информационного пространства, в которое они были вовлечены, а также сделать вывод о том, что уже тогда металлообрабатывающее производство было развито настолько, что со временем мастера-литейщики стали выделяться в составе общин рыболовов и охотников, — поясняет руководитель экспедиции, заведующий кафедрой археологии и этнологии УрФУ Сергей Кокшаров.

На раскопках археологического памятника — постройки периода раннего железного века — археологи обнаружили несколько капель металла, а также фрагменты бронзовой подвески. По подвеске ученые рассчитывают установить более точный возраст строения. А химический анализ металлических капель укажет на географию происхождения металла, ведь каждое рудопроявление цветных металлов отличается неповторимым составом микропримесей.

Еще один объект раскопок — древнее захоронение. Из него специалисты экспедиции извлекли 34 стеклянные бусины, преимущественно желтого и бирюзового цветов. Где они были изготовлены, еще предстоит установить, но уже сейчас, опираясь на полученные материалы, ученые делают вывод о том, что погребение относится ко времени, когда Сибирь вошла в состав Московского государства.

По словам Сергея Кокшарова, многообразные материалы, полученные на раскопках, будут представлены и проанализированы в отдельной монографии. Планируется, что многие из находок обогатят экспозицию одного из музеев.

Изысканиями на реке Ендырь экспедиция университета занимается с 1990-х годов. В 1994 году совместно с Алексеем Зыковым из Института истории и археологии Уральского отделения РАН Сергей Кокшаров открыл легендарную «Сибирскую Трою» — столицу одного из местных вождеств город-крепость Эмдер. С тех пор исследователи обнаружили в этих местах более 20 городищ, датируемых периодом от раннего железного века до Средних веков. По предположению Сергея Кокшарова и его коллег, в поселении, раскопками которого экспедиция занималась в этом сезоне, могли обитать жители городка Эмдер или их потомки.

Мнение