14 лет назад в Сургуте произошла авиационная катастрофа. 1 января в аэропорту загорелся самолет. На борту находилось 132 человека, в том числе музыканты группы «На-На», которые накануне выступали на новогоднем корпоративе. Трагедия унесла жизни нескольких югорчан. Вспоминаем события того дня.
Пожар
Самолет Ту-154 авиакомпании «Когалымавиа» в первый день нового, 2011 года должен был выполнить рейс по маршруту Сургут — Москва. На борту находились 116 пассажиров, в том числе участники поп-группы «На-На»: Владимир Политов, Вячеслав Жеребкин, Сергей Григорьев и Олег Коршунов, а также 8 членов экипажа и 10 сотрудников авиакомпании.
В районе 15 часов экипаж лайнера под управлением 45-летнего опытного летчика Сергея Сидорова приступил к запуску двигателей. Спустя несколько секунд сидевшие на последних рядах услышали треск, увидели искры и дым, который начал быстро заполонять салон самолета. Одновременно с этим бортинженер заметил загоревшиеся красные лампы, которые свидетельствовали об отказе генераторов двух двигателей. Командир дал поручение незамедлительно их отключить.
Паника
В пассажирском салоне тем временем началась паника. Общими усилиями были открыты аварийные выходы, но трапов не было и люди стали выпрыгивать из самолета прямо на бетонный пол. Некоторых, в том числе двух стюардесс, из лайнера просто вытолкнули наружу. Позже очевидцы рассказали, что паника усугублялась из-за густого черного дыма и отсутствия электричества.
— Была команда: всем на выход, но двери не открывались. С трудом открыли запасной выход. Мы выходили через крыло, — рассказал «России 24» позже солист группы «На-На» Владимир Политов.
Из шести аварийных трапов был выброшен и приведен в рабочее состояние только один. По нему люди спускались на землю. Тем временем огонь прожег хвостовую часть самолета и перекинулся на фюзеляж.
Командир лайнера, второй пилот и бортинженер оказались заблокированы в пилотской кабине, которая тоже была наполнена густым едким дымом. После того как напор пассажиров уменьшился, бортинженер и второй пилот ползком покинули борт, скатились по трапу, принимали пассажиров и помогали отводить их от самолета. Позже командир также ползком наощупь покинул лайнер.
Вся эвакуация заняла около трех минут. Однако трое пассажиров отравились продуктами горения, не смогли покинуть лайнер и погибли. Еще около 40 человек — пассажиры и члены экипажа получили травмы, отравления продуктами горения и ожоги. 70 пассажиров, в том числе участники группы «На-На», не пострадали.
— Я сидел в хвосте самолета и одним из первых увидел пожар. Всё вокруг заискрилось, повалил черный густой дым, у людей началась паника, они вылезали прямо по головам друг друга. У меня перед глазами вся жизнь пронеслась, — рассказал солист группы Сергей Григорьев. — Самолет развалился на две части и сгорел на наших глазах за 10 минут. У меня в руках были только очки и телефон, который я не успел положить в сумку.
Расчеты аварийно-спасательного отряда аэропорта, прибывшие оперативно на место, приступили к тушению пожара. С огнем боролись более 150 человек и 40 единиц техники. Но меры оказались неэффективными, поскольку пожар тушили снаружи, а очаг возгорания находился внутри фюзеляжа. Спустя полчаса произошел взрыв топливных баков и лайнер разломился надвое. В итоге самолет полностью сгорел.
Расследование
Для расследования причин катастрофы была создана межведомственная комиссия. Следственный комитет возбудил уголовное дело. На день катастрофы лайнеру было 27 лет. Рассматривалось несколько версий, в том числе нарушение правил пожарной безопасности и нарушение правил эксплуатации воздушного судна. Ространснадзор выдал предписание о приостановке полетов самолетов Ту-154Б до установления причин ЧП.
Через неделю, проанализировав данные самописцев, выяснили, что накануне происшествия на этом самолете имели место разовые команды, свидетельствовавшие о неисправности системы энергоснабжения. Окончательный отчет расследования был опубликован через 9 месяцев. Согласно ему, причиной пожара стала электродуга, возникшая из-за неисправности электросистемы самолета и ряда недостатков в ее устройстве. Комиссией были составлены рекомендации по устранению этих недостатков.
В 2012 году руководитель Уральского следственного управления на транспорте СКР Дмитрий Путинцев сообщил о том, что уголовное дело, возбужденное по факту возгорания Ту-154, прекращено в связи с отсутствием события преступления. По его словам, причиной возгорания стало короткое замыкание, то есть технический, а не человеческий фактор.
Ранее мы рассказывали, как 10 лет назад полицейский из ХМАО спас два автобуса с детьми. Он подставил патрульный автомобиль под потерявший управление самосвал, груженный щебнем. А спустя два года Дмитрий Шпак стал миллионером. Подробности тех событий читайте в нашем материале.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в ХМАО. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.