RU86
Погода

Сейчас+25°C

Сейчас в Ханты-Мансийске

Погода+25°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +24

4 м/c,

с-в.

747мм 50%
Подробнее
USD 88,02
EUR 96,04
Происшествия Погибли девять военных. Самолет столкнулся в воздухе с вертолетом — история из 60-х

Погибли девять военных. Самолет столкнулся в воздухе с вертолетом — история из 60-х

Вспоминаем об авиационной катастрофе

Самолет упал в болота после столкновения с вертолетом

Обычно тихая бескрайняя тайга недалеко от границы Тюменской области и ХМАО неожиданно наполнилась громким скрежетом металла. Звук доносился с неба, а если быть точнее — со 150 метров над землей. Это произошло июльским днем 1967 года.

Столкновение военного самолета Ан-2 и вертолета Ми-6, который обслуживал экспедиции на поиски нефти, не обошлось без жертв. В небе над ХМАО погибли девять военных. В вертолете же все остались живы благодаря мастерству экипажа, сумевшему совершить аварийную посадку. Ниже рассказываем о страшной трагедии.

Перед столкновением

В 12 часов из тюменского аэропорта Рощино вылетает новенький, даже не пролетавший и года вертолет Ми-6 с бортовым номером № 11289. Цель у него простая — доставить груз до Усть-Балыка, с предварительной посадкой в Тобольске. Первый пункт назначения достигнут в 13:10. Через 35 минут вертолет вновь взмывает ввысь и берет курс на месторождение в ХМАО. А там, и пока экипаж про это не знает, начинает резко портиться погода.

В другом аэропорту большой Тюменской области, в Сургуте, готовится к вылету Ан-2, принадлежащий сибирским военным. Он должен полететь в Тюмень, но его задание засекречено. По слухам, военные должны найти обломки ракеты, которую запускали с территории базы Долина, что недалеко от Левашей. По другой версии — первая ступень уже упала под Сургутом и детали должны были доставить на тюменскую базу в качестве образцов и для обучения. Информация об этом так никем и не была подтверждена.

На борт самолета поднимаются три человека экипажа, а чуть позже — еще шесть военных, один из них в звании майора. Погрузив 300 килограмм груза, самолет поднимается в небо с девятью военнослужащими на борту. В последний раз в их жизни.

Небеса над ХМАО становятся всё мрачнее. Тяжелые тучи закрывают солнце от земли и от экипажей самолета и вертолета.

Столкновение

Пилот самолета, принадлежащего ракетным войскам стратегического назначения, через пять минут полета сообщает диспетчеру, что летит на высоте в 200 метров. Поблагодарив их, экипаж уходит из зоны аэродрома и спокойно продолжает полет. Как окажется, он был не совсем спокойным — самолет уходит на другую воздушную трассу. Выражаясь автомобильным языком — «выезжает на односторонку против шерсти». Еще и на высокой скорости.

С экипажем вертолета связываются из Сургута. Командиру докладывают, что Усть-Балык не принимает из-за резко ухудшившейся погоды. От диспетчера получена команда: следовать на аэродром Сургута, чтобы переждать непогоду и уже потом отправиться в место назначения. Многотонная махина разворачивается в сторону аэропорта. Теперь она летит по той же воздушной трассе, что и военный самолет, но только никто об этом не догадывается. Диспетчеры не просят вернуться Ан-2 на базу, и даже не передают сведения о приближающемся вертолете, хотя сделать они это были обязаны.

Ни пилоты самолета, ни экипаж вертолета не видели друг друга. Первым, кто заметил летящую на крейсерской скорости огромную крылатую махину, стал второй пилот Ми-6. Он принял решение взять управление на себя и, возможно, спас жизни своим товарищам. Мужчина резко сбросил газ и отвернул вертолет в левую сторону. Огромный винт прошил Ан-2 на высоте в 150 метров, из-за чего тот накренился почти на 90 градусов и стремительно пошел к земле. Мотор и фюзеляж погрузились в болото, хвост и крылья остались на поверхности.

В результате столкновения погибли все девять военных, направлявшихся в Тюмень. Вертолет благополучно долетел до Сургута, где и приземлился.

Расследование

Военные столкнулись с гражданскими — немыслимо по тем временам. Естественно, что было создано по комиссии, которые расследовали это дело, с обоих ведомств. И выводы были у них противоположные.

Военные главными виновниками назвали руководителя полетов на сургутском аэродроме. Вывод был такой: он знал, что над ХМАО резко ухудшается погода, но он выпустил военный самолет из аэропорта. При этом разрешил экипажу вертолета следовать до Сургута. Не обошлось без упреков к экипажам. Пилоты грубо нарушили правила визуального полета, летя очень близко к облакам — то есть в том месте, где практически ничего не видно.

Гражданские же переложили всю вину на пилотов военного самолета. Якобы они отклонись от первоначального курса и как раз вышли на «односторонку», да еще и снизились на 50 метров от необходимой высоты. Ну и ко всему прочему не связывались с диспетчерами и не докладывали о своем местоположении.

Потребовалось создание межведомственной комиссии, которая и установила окончательные причины смертельного столкновения в воздухе. По их мнению, действительно был виноват экипаж военного самолета, по тем причинам, которые указывали гражданские следователи. Из выводов военных взяли пункт о том, что диспетчер на сургутском аэродроме не контролировал ситуацию в небе. Из нового — вертолетчики тоже нарушили маршрут своего полета, полетев не по трассе в Усть-Балык, а напрямую.

Что мы еще рассказывали об авиаинцидентах

Рассказывали о катастрофе, которая произошла в Омутинке. Там самолет из серии военных транспортников рухнул недалеко от железнодорожных путей. Это случилось зимним утром в 50-е годы прошлого века.

Также вспомнили о другой авиакатастрофе. В небе над Свердловской областью в мае 1977 года столкнулись два самолета Ан-2.

Если вы знаете подробности инцидента или ваши родственники и знакомые участвовали в нем — свяжитесь с редакцией.
Звоните круглосуточно8 (3452) 56-72-72
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Риелторы и девелоперы в шоке». Глава крупного югорского агентства — о кризисе на рынке недвижимости без господдержки
Ильдар Хусаинов
Директор федерального агентства недвижимости «Этажи»
Мнение
«Такой я Башкирию еще не видела». Что посмотреть и куда сходить — опыт туристки из Сибири
Катерина Абдулова
Корреспондент 86.RU
Мнение
Как бить жену правильно и почему все зря набросились на имама из Казани, который этому учит
Галеева Венера
Мнение
«Полжизни подвергаются влиянию липкого налета»: действительно ли нужно чистить зубы дважды в день?
Лилия Кузьменкова
Мнение
«Падали в обморок от духоты и часами ждали трамвай». Правдивая колонка футбольного фаната из России о чемпионате Европы в Германии
Георгий Романов
Рекомендуем