RU86
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Ханты-Мансийске

Погода-2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

0 м/c,

756мм 69%
Подробнее
USD 94,09
EUR 100,53
Здоровье Новости Сургута «А вакцина действующая?»: в ХМАО пришла первая партия «ЭпиВакКороны». Рассказываем, что о ней известно

«А вакцина действующая?»: в ХМАО пришла первая партия «ЭпиВакКороны». Рассказываем, что о ней известно

Ее пустят в ход на следующей неделе — хватит на 8100 человек

До сих пор в Югре прививали «Спутником»

Первая партия вакцины «ЭпиВакКорона» от коронавируса поступила в ХМАО, с понедельника ею начнут прививать в поликлиниках — хватит на 8100 человек, сообщил руководитель департамента здравоохранения ХМАО Алесей Добровольский.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Вакцина от коронавируса «ЭпиВакКорона» от новосибирского центра «Вектор» стала второй зарегистрированной в России вакциной после «Спутника V». Авторы представляют ее как «простое, изящное и универсальное решение» для формирования иммунитета против COVID-19. Уже на первых этапах разработку вакцины засекретили — любое общение с «Вектором» осуществлялось только через федеральный Роспотребнадзор. Со временем вопросы к вакцине появились у добровольцев, которые приняли участие в испытаниях, и у ученых, которые начали сомневаться в эффективности препарата. Наши коллеги из НГС попробовали разобраться, почему новый препарат вызывает сомнения у специалистов и кто поставляет материалы для вакцины.

Директор частной клиники «Санитас», врач-хирург Михаил Андрушкевич в интервью изданию «Прецедент» высказался об «ЭпиВакКороне».

— Вакцина «Вектора» («ЭпиВакКорона»), скорее всего, не работает. В основе разработки этой вакцины была красивая гипотеза, но антител мы, к сожалению, не видим, — сообщил изданию врач.

Заявление Андрушкевича вызвало бурную реакцию в СМИ. В разговоре с НГС Михаил Андрушкевич уточнил, что сделал такой вывод, основываясь на анализах их клиники. Он рассказал, что у пациентов, привившихся «ЭпиВакКороной», не выявляются антитела.

Об отсутствии антител после вакцинации «ЭпиВакКороной» заявили и участники клинических испытаний вакцины. Добровольцы, прошедшие вакцинирование, объединились в чате в «Телеграме», где опубликовали открытое письмо к Минздраву, Роспотребнадзору и «Вектору». На момент написания письма 80 участников группы подтвердили документами участие в испытаниях. Письмо подписали 59 участников исследования.

— Мы самостоятельно и за свой счет проверяем у себя уровень антител, однако все полученные результаты ниже референсного значения. «Вектор» утверждает, что определить нужные антитела можно только их тест-системой, но держит ее в тайне. Заказать такой тест самостоятельно в лаборатории нельзя. В такой ситуации возникают сомнения в эффективности вакцины у многих участников исследования и у тех, кто уже успел получить вакцину в рамках гражданской вакцинации. 33% от числа документально подтвердивших свое участие в исследовании сдали такие тесты, и у всех получены отрицательные анализы на антитела (против коронавируса), — говорится в письме.

При этом плацебо должно быть всего у 25% добровольцев. По данным, опубликованным в неофициальном телеграм-канале «ЭпиВакКорона новости», на 5 февраля из 77 участников клинических испытаний у 39 (50,6%) не обнаружили антитела, у 36 (46,8%) обнаружили, еще у 2 человек результат был пограничным.

В январе Роспотребнадзор заявлял о 100% иммунологической эффективности вакцины.

— Эффективность вакцины складывается из ее иммунологической эффективности и профилактической эффективности. По результатам первой-второй фаз клинических испытаний, иммунологическая эффективность вакцины «ЭпиВакКорона» составляет 100%, — цитировал ТАСС пресс-службу Роспотребнадзора.

В «Векторе» признали, что антитела после «ЭпиВакКороны» не фиксируются обычными тест-системами, и заявили, что для этого разработали собственные — «SARS-CoV-2-IgG-Вектор».

— Используемая для создания вакцины «ЭпиВакКорона» новая технологическая платформа пептидных вакцин требует выработки новых подходов к определению поствакцинального иммунитета. <...> Большинство коммерческих тестовых наборов нацелены на обнаружение широкого спектра антител к различным участкам оболочечного белка S нового коронавируса, и их чувствительности может быть недостаточно для обнаружения небольшого пула ключевых антител, образующихся после прививки вакциной «ЭпиВакКорона». Подобные тест-системы с высокой вероятностью не будут определять антитела у лиц, привитых «ЭпиВакКороной», — сообщили в Роспотребнадзоре.

Что всё это значит


Вакцина «ЭпиВакКорона» относится к пептидным — это достаточно новый тип конструирования вакцины, у которого есть ряд особенностей.

Как объясняет доктор биологических наук, профессор вирусологии Александр Чепурнов, существует несколько способов конструирования вакцины — их также называют платформами для вакцин.

Первый вариант — инактивированная вакцина. В этом случае вирус размножают на культуре клеток и очищают от примесей — в результате получается чистая суспензия вируса. Затем ее лишают возможности размножаться:

— Получается полный портрет вируса, только он не в состоянии вызвать заболевание, — поясняет Александр Чепурнов. К таким вакцинам относится «КовиВак», которую разработали в Федеральном научном центре имени Чумакова.

Еще один вариант — рекомбинантная вакцина, когда в геноме вируса убирают какую-то часть, чтобы он не мог постоянно размножаться.

— Затем добавляют в геном фрагменты коронавируса — в нашем случае. Причем той части, которая актуальна для какой-нибудь функции. В нашем случае для коронавируса использованы «шипы», с помощью которых этот вирус прицепляется к клеткам. Это белок S. После введения в организм этот вирус один раз попадет в клетки и, размножаясь, создаст белки, которые являются точной копией этого поверхностного белка («шипа»). Иммунная система, увидев всё это, распознает это как чужеродный антиген и начнет создавать против него иммунную защиту, — рассказал Александр Чепурнов. Такую платформу использовали при создании вакцины «Спутник V».

«Шипы» — выросты на поверхности коронавируса, из-за которых он получил свое название.

Третий вариант — пептидные вакцины, к которым как раз относится «ЭпиВакКорона». Особенность пептидных вакцин в том, что при их создании специалисты нарабатывают мельчайшие фрагменты белков — пептиды. Александр Чепурнов объясняет, что пептиды должны создать что-то вроде «портрета» вируса, против которого должна активизироваться иммунная система.

— Проблема здесь заключается в том, что надо очень точно рассчитать и попасть в тот фрагмент генома, который окажется актуален для иммунного ответа. То есть при котором иммунные тела смогут нейтрализовать вирус. Наличие нейтрализующих антител как раз делает нормальную вакцину эффективной. Второй момент — эти пептиды очень маленькие. Мелкие биологические объекты не распознаются иммунной системой, она их не видит. Поэтому, чтобы иммунная система начала это видеть, надо эти пептиды как-то точно пришить к другому белку. Вместе они становятся более распознаваемыми для иммунной системы, и тогда она может их увидеть и что-то предпринимать. В случае «Вектора» они взяли в качестве такого белка центральный белок коронавируса — N-белок, — рассказал ученый.

По словам Чепурнова, изначально «Вектор» заявлял, что будет разрабатывать вакцину на шести разных платформах, в том числе и рекомбинантную, но в итоге все конструкции, кроме «ЭпиВакКороны» отпали на этапе исследований.

Что не так с «ЭпиВакКороной»


Александр Чепурнов предполагает, что при разработке препарата авторы просчитались и выбрали не те пептиды — они оказались слабо иммуногенными и неактуальными для нейтрализации вируса. То есть два основных минуса вакцины, которые выделяет ученый: то, что она пептидная и иммунная система ее плохо узнает, и то, что в разработке выбрали неправильные пептиды.

— Получается, сами разработали вакцину и тест, чтобы проверить ее эффективность. Сами контролируют всё это дело, поскольку это Роспотребнадзор, и никого к этому не подпускают. Сами берут эти белки, и где их производят — непонятно. Естественно, всё это начинает обрастать сплетнями. Это всегда происходит, если нет достаточной прозрачности, — рассказал Александр Чепурнов.

В «Векторе» же сообщили, что три пептида, входящие в состав вакцины «ЭпиВакКорона», представляют собой определенные с помощью компьютерного моделирования и химически синтезированные фрагменты белка S нового коронавируса, которые объединили с белком-носителем (белок N нового коронавируса).

По словам Чепурнова, единственным плюсом «ЭпиВакКороны» является то, что она не вызывает побочных эффектов. Для примера, после «Спутника» у 50% пациентов наблюдаются температура и неприятные симптомы.

— На самом деле в побочных эффектах нет ничего страшного, но люди по-разному относятся к этому. А вакцина «Вектора» не реактогенная, но что там с ее свойствами на самом деле, никто не знает. И если есть такие сомнения, то это должно быть исследовано кем-то независимым. Иначе мы можем столкнуться с тем, что большой процент провакцинированных людей не будет защищен, — заключил профессор.

О том, что при создании вакцины специалисты «Вектора» ошиблись с набором пептидов, говорит и молекулярный биолог, научный сотрудник Университета Юты Ольга Матвеева.

— Вирус SARS-CoV‑2 устроен так, что нейтрализовать его могут только антитела к шиповидному белку. Антитела к нуклеокапсидному (N-белок) белку этого сделать не могут: этот белок находится внутри вирусной частицы, и антитела не могут с ним провзаимодействовать, а следовательно, он недоступен для антител в интактном вирусе. Тем не менее нуклеокапсидный белок в качестве антигена (чужеродного вещества) может помочь иммунному ответу, — пишет Ольга Матвеева в своей статье для научного журнала «Троицкий вариант».

В беседе с НГС Ольга Матвеева рассказала, что, согласно свежим научным статьям, пептиды, использованные в «ЭпиВакКороне», не видны для иммунной системы. Ольга предполагает, что во время разработки вакцины авторы предположили, что они сработают, но этого не произошло:

— Эти пептиды выбирали в марте, когда кроме представления ничего не было. Тут есть объективные сложности: действительно, как они могли угадать, какие пептиды нужны. Проблема в том, что система абсолютно непрозрачная. Нигде они не демонстрируют, есть ли антитела или клеточный ответ. Но, наверное, самая большая претензия — то, что они, не проведя 1-ю и 2-ю фазы испытаний, это внедрили, — объясняет Ольга Матвеева.

Биолог рассказывает, что в ходе 1-й и 2-й фаз испытания вакцину проверяют на безопасность и способность вызывать антитела. В Новосибирской области гражданская вакцинация «ЭпиВакКороной» началась 16 декабря — тогда препарат начали ставить медицинским работникам и представителям социальной сферы. Вакцину Минздрав направил в районы, где нет условий для низкотемпературного хранения вакцины «Спутник V»: Болотнинский, Сузунский и Тогучинский. При этом в январе этого года РИА Новости со ссылкой на «Вектор» сообщали о том, что 1-я и 2-я фазы испытаний должны завершиться к середине февраля.

— Нет антител, не закончены фазы испытаний, а вакцина вводится в гражданский оборот. Всё настолько непрозрачно, что там может быть всё что угодно, — рассуждает Ольга Матвеева.

Ольга Матвеева подчеркивает, что основные вопросы вызывает именно поспешный ввод «ЭпиВакКороны» в широкое использование. Специалист рассказывает, что создать пептидную вакцину в принципе сложно, а ученые «Вектора», несмотря на все недостатки, «взялись за интересную задачу», и «ЭпиВакКорону» возможно доработать:

— Сейчас все говорят о мутациях коронавируса. Мутации действительно могут менять узнавание иммунной системой вируса, и вакцины могут хуже защищать. По идее, можно найти такие пептиды, которые не меняются, и вирус не может позволить себе их сменить. Если на нее удастся сделать клеточный иммунитет, то действительно это может быть долгоиграющая вакцина, так как и пептиды, и N-белок меняются меньше, и эта вакцина может дольше защищать, несмотря на мутации, — говорит Ольга Матвеева.

Патент, контракт и Анна Попова


Несколько экспертов в разговоре с нашими коллегами из НГС упомянули, что оценивать новую вакцину сложно из-за того, что о ней нет научных публикаций. Единственный доступный документ об «ЭпиВакКороне» — это патент «Вектора» на вакцину. Среди авторов изобретения числятся сотрудники и генеральный директор «Вектора» и его филиалов, а также женщина по имени Анна Юрьевна Попова — полная тезка руководителя Роспотребнадзора.

Двумя первыми строчками в списке авторов идут Александр Рыжиков — заведующий отделом зоонозных инфекций и гриппа «Вектора» — и Евгений Александрович Рыжиков — вместе они являются соучредителями фирмы «Эпитек». Евгению Рыжикову принадлежит также ООО «Эпивак», зарегистрированное по тому же адресу, что и общая компания Рыжиковых. «Эпивак» подавало заявку на регистрацию товарного знака «ЭпиВакКорона», но позже отозвало ее.

В СМИ «Эпивак» фигурировало как разработчик вакцины для животных.

В 2021 году ООО «Эпивак» стало поставщиком пептидных антигенов и тест-систем для «Вектора». По данным сайта госзакупок, 3 февраля директор ООО «Эпивак» Евгений Рыжиков заключил с «Вектором» контракт на поставку пептидных антигенов и тест-систем для производства «ЭпиВакКороны», а также услуги по очистке и активации белка-носителя. Цена контракта составила 707 350 000 рублей, 30% уже заплатили авансом. Источником финансирования стал федеральный бюджет. С июня 2020 года по сегодня это единственная закупка «Вектора» дороже 50 миллионов рублей, связанная с препаратами.

Что еще известно об этой вакцине

Свои истории рассказали участники клинических испытаний «ЭпиВакКороны»: что было после прививки.

Андрей Криницкий из Москвы, основатель группы «ЭпиВакКорона» в мессенджере Telegram и один из авторов открытого письма. Участник клинических испытаний

— Изначально, когда пошли разговоры о вакцине, я в числе первых решился на клинические испытания «Спутника» и там получил плацебо. Я решил, что это очень большой риск для меня и моего окружения, поэтому вышел из исследования и перешел в клинические испытания «ЭпиВакКороны». Разница между этими событиями была 3 месяца.

Я вакцинировался в НМЦХ Пирогова в Москве, был в числе первых. 1 декабря прошел скрининг. 3 декабря мне сделали укол.

Потом я собрал группу единомышленников — потому что у нас была группа таких исследователей для «Спутника», и я повторил этот опыт для «ЭпиВакКороны». И вдруг, неожиданно для нас, запустили гражданскую вакцинацию. Мы были удивлены и обратились ко всем ведомствам с нашим первым открытым письмом по поводу дилеммы плацебников. Потому что мы рискуем собой, чтобы у населения как можно раньше появилась вакцина. А тут — раз, и население начинает вакцинироваться, возникает вопрос: зачем нам дальше рисковать своими жизнями, оставаться в исследовании? Минздрав, к сожалению, проигнорировал наше письмо.

После второго укола я стал проверять уровень антител и не обнаружил их. Другие наши начали также проверять, у всех нули. Ладно, я могу быть плацебником, но когда много людей подряд — уже что-то не так. Либо рандомизация была выполнена плохо, либо вакцина не работает. Мы с вопросами пошли к Роспотребнадзору, и они, опять же молодцы, пошли навстречу, привезли в 5 московских лабораторий спецтест «Вектора», который позволяет определять антитела после «ЭпиВакКороны». По этому тесту уже начали выявлять антитела, а дальше мы стали смотреть, что это за антитела.

Мы провели наш главный эксперимент, который стал поводом для второго открытого письма. Мы центрифугировали кровь добровольцев, выделили из нее плазму и отправили в лабораторию, которая с нами договорилась об эксперименте. Они высаживали живые клетки, проливали плазмой и сверху высеивали «живой» коронавирус. Если плазма способна защитить, то клетки не погибают, если неспособна — коронавирус проникает в клетки и убивает их. Плюс мы сделали ряд других вещей, чтобы эксперимент был более качественным. Мы добавили группу контроля — тех, кто переболел коронавирусом, и привитых «Спутником», а экспериментаторам не сказали, кто где находится. Только после появления результатов мы сообщили что и где, чтобы исключить заинтересованность экспериментатора в подтасовке результата. Так мы выяснили, что плазма «ЭпиВакКороны» неспособна нейтрализовать коронавирус.

Раз «ЭпиВакКорону» запустили в гражданский оборот, возникает вопрос: а вакцина вообще действующая? К «Спутнику», кстати, у нас были такие же вопросы, мы его проверили и выяснили независимым способом, что вакцина действительно работает. Сейчас к «Спутнику» у нас вопросов нет. А к «ЭпиВакКороне» их всё больше и больше. И так как «Вектор» не публикует никаких данных, кроме репортажей в новостях, мы были вынуждены запустить свои исследования, гражданские. И они говорят как-то не очень в пользу «Вектора» и расходятся с теми цифрами, которые они в интервью дают.

24 марта «Вектор» всё же опубликовал данные о I и II этапе исследований в научном журнале, который подконтролен Роспотребнадзору. Из научной статьи следует, что антитела после «ЭпиВакКороны» появились у 100% добровольцев, также у них не было замечено сильных побочных эффектов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем