Нефтяная отрасль в ХМАО предлагает одни из самих высоких зарплат и больших пакетов социальных гарантий. В нефтедобывающие предприятия пытаются устроиться жители из множества регионов страны. Компания «Роснефть» предлагает особые условия для молодых специалистов, которые устраиваются туда после вузов и колледжей. Проекты молодежной политики нефтяного гиганта, как указано на сайте, направлены на быструю адаптацию на производстве и всестороннюю поддержку. Как обстоят дела на самом деле, 86.RU рассказал один из молодых специалистов из Югры. Далее — от первого лица.
Устроившись пару лет назад на позицию геолога, прежде всего, я столкнулся с отсутствием компетентного наставника. Тогда много человек уволились по каким-то причинам. Наверное, я попал как раз тогда, когда была наихудшая ситуация с кадрами. Некому было научить и подсказать. Мне приходилось всё узнавать на своем опыте, учиться на своих ошибках.
Вся работа происходила по так называемой бразильской системе — это когда тебя просто в бой кидают, ничему не учат и говорят: иди работай. Это основная проблема, а ее причина в том, что в отрасли и в компании «Роснефть» в частности кадровый голод. Работа ведется 24/7, нет такого, что предприятие не работает. Не дай бог, кто-то уходит на больничный, в отпуск, этого человека приходится заменять — как минимум работа за двоих, а то иногда и за троих, когда тут кого обучать и кому? Далее ситуация начала потихоньку улучшаться. Сейчас более-менее стабильно, почти полный штат, открыта пара вакансий, а на тот момент было пять или шесть.
Относятся как к рабам
Самая большая проблема — отношение руководства, оно абсолютно неуважительное. К нам относятся как к рабам, которые должны постоянно работать. Всем плевать, что у тебя смена 12 часов — если что-то случилось, пока ты спишь, то это тоже твоя проблема, даже если тебе не оплачивают ночных и дополнительной нагрузки. Бывают такие ситуации, когда происходят инциденты какие-то, то на утренних совещаниях потом начинают выяснять, почему та или иная задача не была выполнена, а у человека смена закончилась и он спал. Реакция начальства убивает, они отвечают что-то вроде «еще раз услышу, что кто-то ночью спит — получит депремирование на сто процентов».
С коллегами в отделе никаких проблем нет, коллектив дружный, непосредственное начальство тоже отличное, вообще никогда никаких проблем с ним не испытывал. Вышестоящие же руководители не знают, что такое субординация.
Зарплата одна из самых низких в отрасли
Технические рабочие высшей категории, они не задерживаются в подразделениях «Роснефти», потому что по региону — в том же «Лукойле», в «Газпроме» в «Сургутнефтегазе» — средняя зарплата выше, а условия труда лучше. Конечно, всё зависит от отдела, от цеха, от подразделения, от сектора. Где-то лучше, где-то хуже.
Это тоже одна из причин кадрового голода: нет разницы, кем забивать рабочие места, потому что нет выбора, селекции тоже нет. Приходит очень много неграмотных, некомпетентных людей, которых некому обучать. Даже если бы взять этого человека и нормально его обучить, возможно, это был бы шикарный специалист, но, к сожалению, так не выходит. Потому что учить, как я уже говорил, некому и некогда. 85−90% инженерного состава — это сотрудники, которые работают полтора года, а то и меньше.
Нет мотивации тут оставаться — бесконечные переработки, ненормированный график. Тебе ставят задачу, но мало кого волнует, что не хватает народу, что эту работу должны выполнять два-три человека, а ты ее выполняешь один. Ты тратишь намного больше времени своего, которое не оплачивается.
В последнее время руководство дает какую-то дополнительною мотивацию, но она не настолько кардинальна, чтобы как-то поменять ситуацию в целом. Есть, конечно, плюсы, но незначительные. Пока мы слышим только обещания добавить оплату за переработки, повысить премиальную часть.
Плюсы всё же есть
Главный плюс такого трудоустройства и работы в том, что тебе приходится работать в такой сложной ситуации. Ты достаточно быстро прокачиваешься в навыках, знаниях, потому что действуешь не по методичке, а эту же методичку для себя и прописываешь.
С одной стороны, было бы работать намного легче, если бы мне уже дали готовую методику или кто-то бы мне показал, рассказал, как нужно, но я бы тогда меньше понимал всю суть и все тонкие аспекты работы. В форс-мажорных обстоятельствах, когда нужно быстро принять решение, отойти от алгоритма, это играет очень большую роль.
Прокачка в таких обстоятельства идет супербыстро. Я думаю, что на любом другом месте работы мне будет намного легче в дальнейшем, чем здесь.
Ранее мы рассказывали, что Нефтяники из ХМАО не замечают индексации зарплат. Компании идут на ухищрения, чтобы платить меньше, либо растягивают надбавки на год, либо урезают премии.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в ХМАО. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.