RU86
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Ханты-Мансийске

Погода-1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

3 м/c,

вос.

750мм 59%
Подробнее
USD 91,69
EUR 98,56
Город подробности Югорчанин собрал своими руками гидросамолет и теперь летает на нем смотреть на белых медведей

Югорчанин собрал своими руками гидросамолет и теперь летает на нем смотреть на белых медведей

Лететь на лайнере можно пять часов без остановки

На гидросамолете, собранном своими руками, Георгий пролетел тысячи километров

Сургутянин Георгий Киртаев по образованию инженер-механик, а страсть к дикой природе ему привила мама биолог. Своими руками он собрал гидросамолет, на котором сейчас летает в разные уголки нашей страны и изучает численность пернатых и разных животных.

Его крылатому другу не требуются аэродром и взлетная полоса, у самолета очень короткий разбег, да и вообще, по большому счету земля ему не нужна.

— Самолет создан для того, чтобы можно было работать в основном с водоплавающими птицами. Летать с ними на одной скорости, взлетать и садиться, там же, где и они. Но и чтобы можно было быстро осмотреть какие-то большие труднодоступные территории, — рассказывает Георгий. — На самолете, например, летишь 10 минут, а на вездеходе будешь ехать целый день. Мы летим, фотографируем птиц, а потом спокойно их считаем. Летаю по северу России — от Соловецких островов и до Чукотки.

Так выглядит гидросамолет снаружи и внутри

Максимальный взлетный вес лайнера «Стерх С-1» — примерно 700 килограммов, запас топлива — около 100 литров. На них летчик с фотографом могут пролететь без посадки около пяти часов. В самолете есть специальное открывающееся окно, его используют, чтобы снимки получались качественными, без искажений. В полете его можно открывать и закрывать по необходимости.

Особенность гидросамолета югорчанина — поплавки, благодаря которым крылатая машина может приземляться на воду, лед, снежные поля и без проблем взлетать с них. Правда, иногда эти детали шасси становятся предметом интереса диких животных. Например, несколько раз во время экспедиций ученых пообщаться с поплавками решали медведи, принимая их за добычу.

«Где остановился, там и дом» — девиз Георгия

— Несколько раза поплавки самолета повреждали белые медведи, принимая их за тюленей. Мы в это время находились вдалеке — на метеостанции или научном стационаре и просто не видели хищников, иначе бы отогнали их огнем или другими средствами, — поделился Георгий. — Но мы стараемся больше не попадаться на это, не останавливаться надолго в местах, где вероятно появление медведей, всё-таки это опасно.

Если присмотреться, на поплавках, действительно, можно заметить заплатки, которые пришлось поставить после когтей мишек.

На строительство гидросамолета у Георгия ушла целая зима. Удивительно, но примерно на 60 процентов обшивка лайнера состоит из ткани, процентов 30 — алюминий и немного пластика. Из него выполнены капот и его закрывающая часть. Стоимость такого самолета — примерно шесть миллионов рублей.

— Я его не купил, я его построил. Есть стартовый набор конструкции, который выпускают в основном в США, плюс двигатель, винт, краска. Но работать надо самому, и работать серьезно, — рассказал Георгий. — Я сам собрал и приборную панель, рядом есть небольшой столик, на который в полете можно положить телефон или поставить бутылку воды. Есть и другие нюансы. Конечно, в сборке самолета мне помогали знакомые ребята. За что им большое спасибо.

Гидросамолет югорчанин собрал за три месяца

— Вот с небольшого водоема в Сургуте взлетаем — и вперед. Если ветер попутный, то 600–800 километров смело можно пролететь, а если встречный, то и 400 не осилить. Самолет медленный, крейсерская скорость где-то 120–130 километров в час, не больше. В машине 140 лошадиных сил, турбомотор, — рассказывает югорчанин. — На снег и на лед можно садиться. Лишь бы было скользко. Либо два–три сантиметра воды, либо немного снега, либо лед, главное, чтобы было ровно и скользко.

Так гидросамолет приземляется на реку, уже покрытую льдом

А, например, в Нарьян-Маре, что в Ненецком автономном округе, Георгий приземлился прямо в городе.

— У них такой залив небольшой есть, там и приземлился. А в Якутске, например, не смог, потому что наземные службы запросили согласование властей. Но такое редко бывает. В основном все рады моему появлению. Даже контролирующие службы — ничего себе самолет поймали, — шутит Георгий. — Когда летишь часов пять — устаешь, тело затекает, тогда как-то стараюсь двигаться внутри кабины.

Нередко югорчанин летает с супругой, которая разделяет увлечения мужа и фотографирует. Но тогда ночевать уже, где придется, не получается:

— В основном ищем какие-то избушки в заповедниках, метеостанции, там, где люди живут.

Георгий со своей супругой Натальей

Когда Георгий путешествует один, у него с собой всегда есть всё самое необходимое — палатка, спальник, котелок и другие вещи. Бывает, что приходится ночевать и в самолете, сложив сиденья. Но, как признается мужчина, — это нормально, ведь ученые всегда немного сумасшедшие. Главное — результат.

Задача Георгия — пересчитать всех птиц
Болотная сова тоже попала в объектив фотографа

— За многие годы один раз случилось, что у меня разрядился аккумулятор. Но был запасной. Зимой он замерзает, это понятное дело, тогда я кладу его в карман и беру с собой в спальник, — рассказывает Георгий.

Иногда, если местность неизвестная и труднодоступная, гидросамолет Георгия летит на обследование территории. Смотрит, какие условия посадки там есть. Потом уже туда для исследований вылетает лайнер побольше.

— Я сотрудник Центра кольцевания птиц России. Хотелось бы вообще летать с птицами — куда они, туда и я. Мы к этому идем, — рассказывает Георгий. — Власти хотят знать, сколько у них птиц, на каких пернатых можно открыть охоту, а каких стоит занести в Красную книгу.

Кстати, перевозить по земле гидросамолет достаточно легко. Для этого есть специальная тележка, она сделана как прицеп к легковому автомобилю или квадроциклу.

— По моему мнению — это самый лучший самолет для нашей части России, на котором можно приземляться на воду, — поделился своим мнением опытный пилот, чемпион России и Европы по пилотажному спорту сургутянин Иван Барсов. — Именно такой самолет нужен для нашего округа. На нем можно летать на дачу, на рыбалку и в такие места, где не ступала вообще нога человека.

Раньше мы рассказывали, как чиновник из Югры построил автодом и проехал с ним 10 тысяч километров.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем