Югорчане рассорились в комментариях из-за истории читательницы 86.RU о попытке прервать неожиданную беременность. Люди обрушились с критикой на девушку, несмотря на то, что в итоге она решила оставить ребенка. Прилетело и отцу ребенка, и государству за его демографическую политику. Мы решили поговорить с психологом, чтобы узнать, как организовано доабортное консультирование в Югре.
Дал бог зайку, даст и лужайку?
Наша читательница рассказала, что забеременела случайно — подвел презерватив. Это было всего второе свидание с парнем с сайта знакомств. Несмотря на то, что партнер был намного старше нашей 22-летней героини, он также настоял на прерывании беременности. Девушка обратилась сначала в муниципальную клинику, где получила вагон наставлений и критику в ответ, врачи до такой степени негативно отреагировали на новость, что девушка буквально в слезах ушла домой. Ей говорили, что «нечего раздвигать ноги», «дал бог зайку, даст и лужайку», девушка сначала реагировала спокойно, но потом услышала в тоне докторов агрессию — они не унимались, говорили, что «аборт — это большой грех» и «думать надо было раньше», доктора сетовали, что во время приема потратили на девушку более 20 минут, и предлагали ей самой разобраться дома с рекомендациями перед процедурой прерывания беременности, а врач, осматривающий пациентку, делал это грубо и жестко, давя на живот.
В комментариях к материалу читатели разразились еще более колкими замечаниями. Многие решили, что осуждение как-то поможет проблеме девушки, и принялись рассуждать о нравственности небезопасности случайных связей и даже о скрепах.
— Она легла с незнакомым мужчиной, найденным по случайным объявлениям ради удовольствия?
М-дааа... СПИД, сифилис, гепатит ее, видимо, ничуть не смущают? Очень смелая женщина. И глупая, — гласит первый же комментарий под колонкой.
— Зачать и рожать только с первой менструацией, родители девочки воспитывают внуков, а обучение и карьеру девочка продолжает, потом уже подхватывает воспитание и содержание своего ребенка и стимулирует его разродиться как можно раньше. Такая схема веками работала до урбанизации, где человек столкнулся с вымиранием, — делится мнением второй комментатор.
Нападки на медиков и государство основывались в основном на мнениях о низкой квалификации гинекологов и психологов в муниципальных клиниках и заинтересованности государства поднять рождаемость без вложений в поддержку матерей-одиночек. Мужчин же обвиняли в безответственности.
— У нас демографическая политика почему-то направлена только на женщин. Женщина должна и родить, и воспитать, образование дать, и жильем обеспечить. Желательно дать всё не одному, а нескольким детям. Мужчина в этом процессе выступает только в роли осеменителя, который детей не хочет, семью не хочет, содержать никого не собирается. Когда-нибудь придет понимание, что в традиционной семье должен присутствовать отец семейства, а не только женщина с детьми, только тогда женщины захотят рожать, — высказал мнение еще один комментатор.
— Я думаю, врач-гинеколог вообще не вправе рассуждать о моральной стороне аборта, грехах, «зайках-лужайках». Не психолог, не социолог — что ты в этом понимаешь? Окажи помощь, расскажи о возможностях предохранения на будущее, вот и все твои задачи. Вот почему нельзя запрещать эту сферу в частных клиниках — там мозги особо не промывают, — высказался о докторах другой участник.
Что думает перинатальный психолог
После абортов очень часто женщинам нужна помощь, они могут обратиться к перинатальному психологу, который может помочь в преодолении травмы. Мы обратились к Елене Вайс, которая более 10 лет занимается психотерапией. Мнение специалиста здесь созвучно с последним комментарием. Вайс считает, что осуждение со стороны докторов как минимум непрофессионально.
— Рожать или не рожать — это право принадлежит только женщине. В психологии нет понятия греха — есть понятие выбора и ответственности. Если уж беременность произошла, то это болезненная история, аборт — это всегда опасно и для психического здоровья, и для физического, в нем очень много рисков. Однако никто не вправе осуждать выбор женщины. Более того, никто не вправе ее отговаривать. Единственная задача всех окружающих ее специалистов — это позволить ей взвесить все «за» и «против», услышать себя и выбрать то, что действительно для нее будет нужно. Какой толк в том, что женщина примет решение родить ребенка, но при этом оставит его в роддоме? — объясняет психолог.
По мнению психолога, доктора таким образом могут спровоцировать долгосрочную депрессию не только у женщины, но и у ее уже рожденного ребенка, заставив мать выбрать деторождение. Кроме того, это может привести к моральному самоубийству женщины и постоянному психологическому давлению и стрессу для малыша.
— Мы живем в реальной жизни, где нужно найти условия, где нужно брать ответственность за всё то, что происходит, поэтому осуждать мы точно не имеем права никого. Ни за желание оставить ребенка, ни за желание сделать аборт. И героиня, как и любой другой человек, имеет право на собственные решения, которые, по ее мнению, для нее будут наиболее полезными. Не для докторов, психологов и родственников, — продолжает Елена Вайс.
Эксперт считает, что подобный подход врачей и психологов доабортной консультации — это системная проблема, потому что люди лишены культурного воспитания из-за обучения в контексте выживания.
— Общество учило в школах детей, как выживать, а не тому, как любить. Человек, который относится с любовью к своему делу, никогда не будет на работе позволять себе самоутверждаться за счет других людей. Что такое самоутверждаться? «Я знаю, как тебе жить» — это самоутверждаться, — подытожила Вайс.
Также Вайс добавила, что женщин тоже необходимо учить отражать такие нападки, и в первую очередь, не позволять навязывать репродуктивный выбор. Наша читательница, которая рассказала эту историю, сейчас всё еще может по срокам успеть сделать аборт, но она передумала — не из-за скандалов с врачами и давления родственников, а исходя из своих ощущений и желаний.