«Леруа Мерлен» с сегодняшнего дня начал доставку товаров не только по Сургуту, но и почти по всем населенным пунктам ХМАО — за исключением Югорска, Урая и Нягани. В зону доставки включили и часть Ямала. Разбирались, какие риски, кроме приятных бонусов, принес «большой кит в маленькой ванной» для жителей региона. Среди них — массовые увольнения и отток населения из региона.
Открытие офлайн-магазина «Леруа Мерлен» в Сургуте планировали в июне 2020-го, но вмешалась пандемия — проблемы с рабочей силой и поставками товаров. Его несколько раз переносили, теперь ориентировочная дата — конец марта.
С 2013 года «Леруа Мерлен» начал открывать магазины в малых и средних городах. Появление такого проекта в городе с населением 400 тысяч человек — это как огромный кит приплыл в маленькую ванну — его появление переформатирует рынок полностью, предупреждают эксперты. Как правило, в регионах, подобных ХМАО, ожидают отток населения — крупный игрок разорит мелких конкурентов, произойдут массовые увольнения, которые не сможет перекрыть найм в новый проект: для обслуживания гипермаркета площадью 17 тысяч квадратных метров потребуется около 200 человек.
«Это, как правило, грузчики, водители, кладовщики, то есть низкий сегмент рабочих специальностей. Топовый персонал, который и будет, собственно, на местах управлять, это 10 человек из 100. То есть такова потребность в кадрах крупного ретейлера. Таким образом, принятыми на работу будут 100 человек, а уволено 1000», — цитировали доктора социологических наук, профессора Амурского гуманитарно-педагогического университета Григория Говорухина, когда «Леруа Мерлен» заходил в Хабаровск, где тогда жило 650 тысяч человек.
По мнению Говорухина, если большая часть региона находится в состоянии латентной миграции — многие имеют жилье в другой части России или готовность его купить, то на месте людей держит только работа. «Поэтому, если мы сейчас, условно говоря, качнем шар и собьем этих людей, выбьем у них почву из-под ног, то они из латентных мигрантов превратятся в реальных. Они просто продадут всё и уедут, потому что здесь им терять уже нечего», — считает он.
По данным сервиса 2ГИС, в Сургуте 324 магазина мебели и 503 — стройматериалов. В Ханты-Мансийске — 58 магазинов стройматериалов и 48 — мебели.
Однако появление такого крупного заказчика товаров местного производства, как «Леруа Мерлен», где заявляли о намерении закупаться у местных поставщиков стройматериалов и мебели, может стимулировать развитие этого бизнеса.
Чем грозит появление крупного игрока, который будет работать на территории всего округа, мелкому бизнесу, планируются ли какие-то меры поддержки или переформатирование отрасли, мы уточнили в торгово-промышленной палате региона и у уполномоченного по защите прав предпринимателей ХМАО Николая Евлахова. За два дня в торгово-промышленной палате ХМАО не смогли найти эксперта, способного дать комментарий, Николай Евлахов попросил отправить официальный запрос.
Но пока гипермаркету не удалось найти полностью адекватное ценовое предложение на товары и доставку, судя по комментариям в официальной группе сургутского «Леруа Мерлен».