Ситуация, связанная с нарушениями в освоении средств, выделенных на строительство АТЭС, выявила одну системную проблему российского бизнеса: недостаточная прозрачность системы контрактования, оторванность компаний-заказчиков от проблем поставщиков и подрядчиков приводит к коррупции.
Так, в конкурсе на строительство объектов саммита АТЭС принимали участие компании, афилированные с менеджментом, чиновники проводили конкурсы формально. Очевидно, что с этой проблемой необходимо бороться, и в российской экономике есть уже ряд наработанных методик.
Так, например, в дорожном строительстве (пожалуй, самой коррупционноемкой отрасли) решать проблемы «откатов» и «серых схем» предлагается с помощью организации открытых конкурсов. Министр транспорта РФ Максим Соколов считает, что снизить коррупцию, в том числе и при строительстве автомобильных дорог, можно, допустив на открытый транспортный рынок на понятных правилах наибольшее количество конкурентов.
Станут ли эти предложения реальностью? Дадут ли они эффект в случае своей реализации? Говорить об этом пока преждевременно. Но ведь есть и системообразующие отрасли. Те, которые имеют высокий мультипликативный эффект. От которых зависит, в том числе, и строительная индустрия. Для нашей страны это, прежде всего, нефтегазовый сектор.
Понятно, что на таком значимом для России рынке, когда бок о бок работают крупные государственные и небольшие частные компании, в разы повышается ответственность сторон за правильное выстраивание отношений с тем, чтобы не допустить конфликта интересов менеджеров компаний-заказчика. Тем более, что объемы контрактования тут невероятно велики.
Так, по словам менеджера подразделения «Стратегии и операции» в нефтегазовой группе Deloitte Ольги Ошаровой, уже два года нефтесервисный рынок переживает восстановление, в 2011 году он вырос на 15 процентов, в 2012 году его рост составит около 10 процентов. Соответственно растут и контракты на этом рынке. И по прогнозам аналитического агентства Douglas-Westwood, этот показатель будет расти в среднем на девять процентов в год вплоть до 2015 года. К 2020 году объем рынка может достигнуть 45 миллиардов долларов (без учета производства оборудования).
При этом, как отмечают эксперты, тренд на открытость и честность в этой сфере пока только набирает обороты. «В стране сейчас на государственном уровне идет борьба с коррупцией, но система заключения годовых контрактов наносит огромный ущерб государственной безопасности, провоцируя развитие коррупции. Ежегодное проведение тендеров создает условия для ее процветания. Так что точкой отсчета для заключения контрактов в нефтесервисной отрасли должны быть как минимум три года», – отмечает исполнительный вице-президент по обеспечению бизнеса ГК «Интегра» Дмитрий Шульман.
В этой связи интересен опыт некоторых крупных компаний – лидеров сектора. Как рассказал директор по закупке материально-технических ресурсов (МТР) УСС БН «Разведка и добыча» ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Алексей Када, при структуре затрат компании на закупку материально-технических ресурсов около 1,5 миллиарда и услуг около шести миллиардов долларов, около 55 процентов материалов и оборудования и 50 процентов услуг закупается на основе долгосрочных договоров. Это тот баланс, который позволяет выстраивать отношения с рынком и дает партнерам уверенность в завтрашнем дне.
«Мы прикладываем значительные усилия для развития наших подрядчиков, их потенциала. Это управление эффективностью деятельности, которая через систему мотивации обеспечивает своевременное и качественное завершение подрядчиком работ по договору. Для отдельных секторов действуют бонусные объемы», – отмечает директор по закупке услуг ОАО «ТНК-BP Менеджмент» Анатолий Кузьмин.
Дмитрий ЕФИМОВ
Фото: Фото с сайта Financeologist.com