23 сентября в Сургуте прошел долгожданный для любителей рок-музыки концерт группы «Ночные снайперы» (6+). За день до этого солистка Диана Арбенина, полтора года решительно не вступающая в сообщество деятелей искусства, поддерживающее военные действия на Украине и в Донбассе, всё же встретилась с женами российских военных. О том, как прошло первое выступление звезды после этого, рассказывает Катерина Абдулова.
Диана Арбенина неоднократно заявляла, что музыка в стране должна быть аполитичной — это, безусловно, вдохновляло. При этом она в 2014 году поддерживала украинский народ на своих концертах и не выступала с осуждением кого-либо, но попала в список артистов, которым запрещен въезд на территорию Украины из-за того, что спела в Севастополе.
Для меня было важно послушать музыку без пламенных речей со сцены, и я купила билет на концерт за три дня до самого мероприятия. Ожидая, что его могут запретить в любой момент, я не торопилась с оплатой, внимательно читала новости и сама выясняла.
Я не вхожу в число самых преданных фанатов творчества «Ночных снайперов», но они одни из тех исполнителей, на чьей музыке я выросла. Желание идти на концерт исчезло в день его проведения, когда я узнала о том, что Арбенина встретилась с представителями семей военных и спела с одной из жен бойцов песню «Секунду назад». После этого ее осудили сразу все: и представители лагеря Z-патриотов, и противники СВО в России и за ее пределами. Первые — за стремление заработать и неискренность, а вторые за то, что сломалась: полтора года она не выступала ни за одну из сторон конфликта, говоря со зрителями своими песнями. После произошедшего аполитичность исчезла и ожидалось, что в Сургуте будет то же самое. Я попыталась сдать билет, но безуспешно: по закону вернуть деньги можно только за трое суток до концерта или еще раньше.
«Оказывается, теперь и зрители на концертах — предатели и их нужно особо охранять — с дубинками в масках и бронежилетах»
Еще в августе мэрию буквально завалили письмами члены «Русской общины», чтобы не допустить концерта, они рассылали в своих чатах просьбы о написании жалоб в прокуратуру и в другие инстанции, а также называли всех купивших билет предателями и предлагали «ставить на карандаш товарища майора». В администрации всё это время говорили, что артистка не находится в списке иноагентов, поэтому оснований для запрета мероприятия нет.
Что меня до крайности удивило на самом концерте, так это охранники с полностью закрытыми балаклавами лицами, в бронежилетах и с дубинками — они стояли по всему периметру зала. Такое ощущение, что ты пришел не на концерт, а на митинг, и они сейчас достанут водометы. На мой вопрос: «Почему они так одеты, собрались кого-то бить?» — мне ответили смехом. Лишь потом я узнала от операторов, которые снимали видео, что такая картина на всех массовых концертах, при этом на остальные мероприятия бдительный ЧОП со спецсредствами не приходит, на спортивных соревнованиях — «проходной двор».
Море цветов, плюшевые медведи и объятия в зрительном зале
В Сургуте народу было не так много, что удивительно в сравнении с концертом в Новосибирске (там организаторы продали все билеты) — зрители в Ледовом дворце кучковались в центре танцпола и трибун. Арбенину встретили с большой радостью — солистке подарили двух огромных белых медведей, в защиту которых она выступала в 2016 году, Диана оставила их на сцене и продолжила исполнять любимые песни собравшихся. Зрители подпевали и скандировали песни.
В ходе концерта Арбенина всё же высказалась об угрожавшем ранее срыве, назвав активистов «Русской общины» «землекопами, у которых напрочь отбило мозг», и как тут не согласиться, ведь люди требуют безусловной поддержки собственной (или государственной) позиции от всех вокруг, вешая ярлыки «предателей» и «коллаборантов» даже за сочувствие.
Стоит отметить, что родственники военных в Сургуте на сцену не выходили — здесь Диана исполнила песню со студенткой, которая учится на режиссера. Обсуждение боевых действий вообще не велось, возможно, потому что угрозы отмены сургутская мэрия изначально не создавала, дистанцировавшись от конфликта. Видео с концерта нет на страницах группы до сих пор, а с новосибирского они появились в тот же день — очень оперативно.
Под конец певица вышла со сцены к людям — многие заключали ее в объятия. Мы там столкнулись, и я не знала куда деться: то ли вправо, то ли влево. В конечном итоге кто-то из местных видеографов меня оттолкнул, а сама солистка «Ночных снайперов» извинилась за это.
Ощущения весьма смешанные, как будто побывал на особо охраняемой территории, а не на концерте. Кроме этого, мне удалось попасть в черный список официального сообщества «Ночных снайперов», для этого стоило всего лишь оставить два комментария под постом: о возврате билетов и критичный относительно позиции самой Арбениной, многие годы настаивавшей на том, что музыка должна быть отделена от политики.
Само выступление и его организация были на высоте, но на примере «Ночных снайперов» дали понять, что сопротивляться воле тех, кто может сделать с твоей карьерой, жизнью и свободой всё что угодно, увы, не получится ни у кого из артистов и зрителей, которые пришли в зал. За этим бдительно следят «общественники» и люди в масках, а музыки вне политики теперь точно больше не существует.