В Екатеринбурге судят фигурантов так называемого «Тюменского дела», которых следствие обвиняет в попытке взорвать тюменскую ТЭЦ. Сторона обвинения сейчас представляет доказательства вины Никиты Олейника и Романа Паклина из Сургута, Кирилла Брика и Дениза Айдына из Тюмени, Данила Чертыкова и Юрия Низамова из Екатеринбурга. Накануне состоялась пресс-конференция адвокатов фигурантов «Тюменского дела». Всё происходило после заседания суда. В ходе встречи со СМИ защитники заявили, что у гособвинителя нет никаких прямых доказательств вины их подзащитных.
— Мы считаем что этой организации не было и соответственно и участвовать там не в чем. Есть какое-то предполагаемое террористическое сообщество, которого реально и физически не было. У ребят был юношеский интерес к пиротехнике, Брик занимался этим профессионально, ничего более. Они испытывали вещество возле ТЭЦ В Тюмени, потому как там рядом жила бабушка одного из обвиняемых. Они выбрали лесополосу, чтобы никому не мешать. Когда их задержали сотрудники ППС, то подумали, что они наркоманы, а те честно во всем признались. Непонятно, почему обвинение предъявлено шестерым людям, если задержали двоих. Все шестеро дружили и дружеские встречи выставили как собрания для подготовки теракта, — заявил адвокат Халит Ниязов.
Сторона защиты настаивает на том, что все признательные показания из их подзащитных получили под пытками. Адвокаты заявляли об этом еще на стадии предварительного следствия, писали жалобы и обращения в Следственный комитет. По их словам, орган проводил проверки формально, не углубляясь в суть вопроса. Государственные медэксперты признали факты подтверждений, но решили, что молодые люди получили повреждения еще до задержания. Сами обвиняемые с этим не согласны.
В ходе судебных заседаний часть улик была исключена из дела. Например, обнаруженная у предполагаемого главаря террористического сообщества Никиты Олейника селитра, из которой якобы делалась взрывчатка для ТЭЦ, — следствие сочло ее удобрением. При этом прокуратура считает доказательством бумажную открытку, подписанную на украинском языке, обнаруженную у Олейника, — сторона защиты и группа поддержки заключенных не понимает почему. Также у Никиты было изъято оружие и патроны к нему, а еще ножи — у него есть все разрешения на оружие и даже охотничий билет.
— Всё перечисленное и изъятое при обыске следователь Шаймерденов вернул обратно адвокату для передачи родным. Значит, это не является и не может являться вещественными доказательствами. Зачем сейчас перечень изъятого оглашается на суде, если он ничего не доказывает? Литература не является запрещенной, на оружие есть разрешение, ничего запрещенного из дома Никиты Олейник изъято не было, — рассказал адвокат Олейника Андрей Плотников.
Ветеринара Данила Чертыкова обвиняют еще и в незаконном обороте психоактивных веществ. Адвокаты объясняют обнаружение у своего подзащитного трамадола тем, что Данил проводил операции животным и использовал опиат как анальгетик. Срок давности привлечения к ответственности по этому преступлению истек.
По версии силовиков, сообщая о пытках, фигуранты дела пытаются уйти от ответственности за особо тяжкое преступление. По версии следствия, Брик, Айдын, Олейник, Паклин, Незнамов и Чертыков планировали организовать теракт на ТЭЦ в Тюмени, также некоторое время назад следствие предполагало, что молодые люди в дальнейшем планировали дестабилизировать обстановку с помощью диверсий на ж/д путях. Следственные органы не дают комментариев по этому делу.
В начале осени 2022 года шестерых антифашистов — Никиту Олейника и Романа Паклина из Сургута, Дениза Айдына и Кирилла Брика из Тюмени, Дениса Чертыкова и Юрия Низамова из Екатеринбурга — арестовали по подозрению в организации террористического сообщества.
Молодых людей задержали возле Тюменской ТЭЦ, когда они хотели испытать самодельное взрывное устройство в близлежащем лесу. Сами задержанные утверждали, что собрали взрывчатку для баловства, однако следователи считают, что молодые люди планировали подрыв железнодорожных путей. Обвиняемые в терроризме неоднократно заявляли о пытках током, избиениях и угрозах изнасилованием, однако представители правоохранительных органов отвергают обвинения в пытках, а проверки не находят нарушений в работе силовиков.
Сургутянину Олейнику предъявлено обвинение в создании террористического сообщества, остальных фигурантов дела следствие считает участниками группировки. Также Айдына и Кирилла Брика силовики подозревают в изготовлении взрывчатки. Дело Брика было выделено в отдельное производство из-за его согласия сотрудничать со следствием — его отправили в колонию на восемь лет.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в ХМАО. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.