На прошлой неделе тюменские силовики провели в Сургуте и Екатеринбурге спецоперацию по задержанию подозреваемых в терроризме. Полицейские обыскали несколько квартир, задержали четверых молодых людей и вывезли их в Тюмень. По версии следствия, они изготовили взрывчатку. Позже родственники задержанных сообщили о пытках водой и электричеством. Журналист 86.RU поговорил с правозащитниками и знакомыми арестованных сургутян, чтобы разобраться в этой запутанной истории.
Всё началось с задержания тюменцев Дениза Айдына и Кирилла Брика. Следователи утверждают, что 30 августа молодые люди в домашних условиях собрали взрывное устройство и собирались испытать его в лесу неподалеку от ТЭЦ-2 — охраняемого объекта, расположенного в черте Тюмени.
— Сотрудники полиции в ходе оперативно-разыскных мероприятий задержали молодых людей. При них было обнаружено взрывчатое вещество, пригодное для производства взрыва (массой 312,13 грамма), и два детонатора, — коротко сообщили в пресс-службе судебной системы Тюменской области.
2 сентября суд арестовал Кирилла и Дениза по обвинению в изготовлении самодельной бомбы (часть 2 статьи 223.1 УК РФ). Они будут находиться в СИЗО минимум до 29 октября.
Параллельно в ночь с 31 августа на 1 сентября тюменские силовики провели обыски в Югре и Екатеринбурге. Причем, как утверждают в пресс-службе МВД Югры, местные полицейские не знали о проводимой тюменцами операции.
В Сургуте тюменцы нагрянули к Роману Паклину и Никите Олейнику, а в Екатеринбурге — к Данилу Чертыкову и Юрию Незнамову. Все четверо были задержаны и доставлены в Тюмень для проведения следственных действий.
Позже родственники задержанных рассказали, что после обыска из квартиры Никиты Олейника пропали 200 тысяч рублей — и еще 15 тысяч пропали из квартиры Данила Чертыкова.
Суд по избранию меры пресечения задержанным в Сургуте и Екатеринбурге состоялся только 9 сентября, спустя полторы недели с момента задержания. Решением суда все четверо арестованы до 30 октября. В суде уточнили, что молодые люди проходят по одному делу с арестованными ранее Айдыном и Бриком.
Жалобы на пытки и знак SOS вместо подписи
О том, где находятся задержанные и что с ними происходит, не знали ни родственники, ни правозащитники. Только Никита Олейник смог передать родным, что находится в Тюмени и что его якобы обвиняют в организации террористического сообщества (статья 205.4 УК РФ).
4 сентября на связь с родными вышел Юрий Незнамов. Молодой человек сообщил, что его пытают. Позже адвокат Юрия Федор Акчермышев предоставил опрос, в котором его подзащитный подробно описывает ход допроса (копия опроса имеется в распоряжении редакции).
— Были различные пытки. Первое, что было, — душили пакетом. После этих пыток повалили на пол. Приоткрыв пакет, положили тряпку и начали лить воду на нос и рот. После этого меня связали в ногах и крепче в руках. В одну из кроссовок положили что-то мокрое. Также прикрепили что-то к спине, после пустили ток. Сколько времени это продолжалось, сказать не могу, так как показалось вечностью. Я также рассказал всю правду и дополнял их словами, которые мне внушали, чтобы это прекратилось.
«Такую боль я не испытывал никогда в жизни»
Также угрожали расправой, если я не подпишу слова следователя, который пришел потом. Также угрожали родным, давали мне что-то в руку, чтобы я оставил отпечатки пальцев. Постоянное моральное давление, угрожали подкинуть родным взрывчатое вещество с моими отпечатками пальцев, — приводим дословно то, что Юрий Незнамов рассказал своему адвокату.
По словам защитника, под пытками молодой человек подписал пустые листы, но в одной из копий допроса вместо подписи поставил знак SOS в надежде привлечь внимание.
Позже во время встречи со своим подзащитным Федор Акчермышев заметил на локтевом сгибе у Незнамова две красные точки. Адвокат предположил, что это следы от пыток электрическим током. Также он отметил, что у Юрия было разодрано колено.
Почему из Сургута и Екатеринбурга их вывезли в Тюмень?
По мнению екатеринбургского правозащитника Анатолия Свечникова, задержанных могли вывезти в Тюмень именно для выбивания показаний.
— Для чего увезли в Тюмень, наверняка не знаем, но гипотеза такая, что просто в Тюмени им проще жестко работать с людьми. Там правозащитников особо нет, все припуганы. Скажем так, структура подготовлена к тому, чтобы без вопросов зверски допрашивать людей. У нас этим заниматься и не любят, и опасно — как правило, это всплывает, поэтому они опасаются это делать. Сургут тоже такой регион, там люди северные, жесткие. А в Тюмени немножко всё по-другому. Наверное, потому и вывезли, — предполагает Анатолий Свечников.
Версию правозащитника подтверждает один из осужденных, с которым удалось поговорить журналисту 86.RU. Мужчина около года находился под следствием в Тюмени и утверждает, что не раз подвергался пыткам. По его словам, прекратить издевательства удалось только с помощью адвоката.
— [В СИЗО-1] на [улице] Ялуторовской [в Тюмени] я провел больше года. Даже в камере сидел с людьми, которых возили на допросы из ХМАО, это не редкость. В Тюмени умеют пытать, — рассказал осужденный.
О возможных пытках в тюменских отделах полиции не раз писали местные СМИ. Например, на пытки жаловался фитнес-тренер Роман Грицаев, которого обвиняли в краже. После четырех месяцев ареста мужчину выпустили из СИЗО, а все обвинения с него были сняты. Также о пытках рассказывал уроженец Когалыма Евгений Сивчук, мужчина дважды вскрывал себе вены, чтобы избежать визитов в оперативно-разыскную часть на улице Тульской в Тюмени.
Жалуются на избиения и давление со стороны полицейских не только мужчины. В июле 2020 года домработница бывшего тюменского бизнес-омбудсмена Ларисы Невидайло заявила, что ее пытали и били током, требуя признаться в краже драгоценностей.
Что известно о задержанных
В СМИ и телеграм-каналах молодых людей причисляют к различным движениям. Кто-то называет их анархистами, кто-то — антифашистами. Однако, по словам правозащитников, участники различных активистских сообществ впервые узнали о задержанных из СМИ. По словам людей, знакомых с задержанными, по своим убеждениям молодые люди были антифашистами, но никогда не участвовали даже в политических спорах.
Роману Паклину по прозвищу Рыжий 25 лет. Рыжим его прозвали из-за цвета волос. Известно, что молодой человек учился в Сургутском институте нефти и газа и какое-то время работал в сфере нефтедобычи. Издание 66.RU сообщало, что Роман с детства дружит с 27-летним Никитой Олейником, который якобы учится на хирурга.
Вероятно, молодые люди были хорошо знакомы с задержанным в Екатеринбурге Данилом Чертыковым. Данилу 28 лет, несколько лет назад он отучился в Екатеринбурге на ветеринара, после чего переехал в Сургут, где некоторое время работал в местной ветклинике, после чего вновь вернулся в Екатеринбург. В июле этого года Данил приезжал в Сургут и несколько недель подменял своего знакомого ветеринара, пока тот был в отпуске. Коллеги Данила называют его невероятно добрым человеком и не верят в обвинения. Они утверждают, что, несмотря на обилие татуировок, Данил — верующий человек, часто ходит в церковь и всегда готов прийти на помощь.
— Даня всегда был добрым и к людям, и к животным. Конфликты решал очень спокойно, мог бесплатно лечить бабушкам собачек и кошечек. До сих пор приходят люди, которые хотят лечить животных именно у него, — рассказывают коллеги Данила.
27-летний Юрий Незнамов, как и Чертыков, жил в Екатеринбурге, где работал дизайнером на фрилансе. Знакомые описывают Юрия как доброго человека, «готового отдать нуждающимся последние деньги».
24-летний Кирилл Брик работает в Тюмени автомехаником, дружит с 23-летним Денизом Айдыном. В СМИ писали, что в отношении Дениза якобы возбуждено уголовное делу по хулиганству: во время конфликта он выстрелил из травматического пистолета в своего оппонента.
— Задерживали Айдына за уличную драку, в которой он выстрелил в агрессора и пробил ему печень и легкое. Но там была самооборона. Его окружило много человек, один пошел вперед, несмотря на предупредительный. Уголовное дело всё равно возбудили — по хулиганству, которое должны были переквалифицировать в превышение мер необходимой обороны. Суда не было. Дело находится на стадии рассмотрения, — сообщает 66.RU со ссылкой на знакомых Айдына.
Обвинения в терроризме
По данным пресс-службы судебной системы Тюменской области, всех шестерых задержанных обвиняют в изготовлении взрывного устройства. В МВД Тюменской области на запрос редакции ответили, что отказываются комментировать дело, сославшись на недопустимость разглашения тайны предварительного расследования.
По версии источников 86.RU, знакомых с делом, как минимум четверым молодым людям могло быть предъявлено обвинение по ст. 205.4 УК РФ: «Организация террористического сообщества». По версии следствия, сургутянин Никита Олейник создал террористическое сообщество, целью которого было «свержение государственной власти», куда вошли Данил Чертыков, Кирилл Брик, Дениз Айдын и «иные неустановленные лица».
Следователи считают, что Данил Чертыков снабжал группу кровоостанавливающими медикаментами, поскольку, будучи ветеринаром, имел доступ к лекарствам. Медикаменты якобы могли могли пригодиться группе при совершении терактов и при боевых столкновениях с сотрудниками правоохранительных органов. Брик и Айдын, в свою очередь, должны были изготавливать взрывные устройства, которые якобы планировалось применять на территории Югры, Тюменской и Свердловской областей.
Родные и близкие задержанных в эти обвинения не верят и утверждают, что молодые люди были просто неспособны на такие преступления и никогда не состояли ни в каких сообществах. Девушка Данила Чертыкова считает обвинения абсурдными, поскольку Данил ветврач, а медикаменты, которые были обнаружены при обыске в их квартире, — это бинты и лекарства, которые продаются в аптеке. Девушка утверждает, что ничего запрещенного при обыске обнаружено не было. Как утверждает адвокат Незнамова, у Юрия силовики также не обнаружили ничего запрещенного.
Если арестованных молодых людей будут судить по «террористической» статье 205.4, то Никите, которого следователи считают организатором сообщества, грозит тюремное заключение на срок от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы. Данила, Кирилла, Дениза, Юрия и Романа могут приговорить к лишению свободы на срок до 10 лет.
Новое дело «Сети»*?
Дело арестованных на Урале молодых людей сейчас сравнивают с делом «Сети»* (* Организация признана террористической и запрещена в РФ), по которому были осуждены 7 анархистов и антифашистов. По версии ФСБ, ячейки межрегиональной организации существовали в Пензе, Москве и Санкт-Петербурге. Обвиняемые утверждали, что не состояли ни в какой организации, а все признательные показания, которые стали основой для уголовного дела, даны под пытками. Слова о пытках также подтверждают члены ОНК, осматривавшие задержанных.
10 февраля 2020 года тройка судей Приволжского окружного военного суда под председательством судьи Юрия Клубкова признала фигурантов дела виновными. Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский получили 18 и 16 лет лишения свободы за организацию террористического сообщества, остальные фигуранты дела получили от 6 до 14 лет лишения свободы.
На сегодняшний день все шестеро задержанных по «тюменскому делу» находятся в СИЗО-1 Тюмени. Родные и близкие собирают деньги на адвокатов и надеются, что благодаря огласке и привлечению защитников молодых людей не будут пытать и им всё же удастся доказать свою невиновность.
* Организация признана террористической и запрещена в РФ.