Институт информационных технологий Челябинского государственного университета готовит специалистов в сфере IT-технологий. Сегодня эта профессия – одна из самых востребованных на рынке труда во всем мире. Аналитическая компания Gartner утверждает, затрагивает все сферы IT-индустрии, а не отдельные технические области. При этом меняется понятие «квалифицированного специалиста», поскольку бизнес-модели и IT тесно переплелись. Сейчас требуются люди с обширными знаниями и опытом работы в разных сферах деятельности. Иными словами, необходимы профессионалы-гибриды (по материалам IT Week). Об особенностях подготовки будущих IT-специалистов и новых образовательных программах мы беседуем с проректором по научной работе ЧелГУ, д. т. н., профессором Андреем Витальевичем Мельниковым и директором Института информационных технологий ЧелГУ Александром Владиславовичем Вохминцевым.
– Расскажите, почему ЧелГУ уделяет большое внимание развитию информационных технологий?
А. М.: Информационные технологии вошли практически во все области нашей жизни: работа, дом, развлечения, связь, коммуникация. Не стало исключением и образование. Сейчас принципиально меняется модель обучения. Для того чтобы быть успешным, современному выпускнику университета необходимо владеть информационными технологиями. Наука движется вперед семимильными шагами. В ряде случаев новейшие знания, получаемые студентом на первом курсе, к пятому уже устаревают. Здесь есть только один выход – должны быть изменены технологии образовательной деятельности, которые успевали бы за глобальными изменениями, происходящими в мире. Это под силу только информационным технологиям.
– Какой путь удалось пройти Институту информационных технологий (ИИТ) за эти два года, что уже достигнуто?
А. В.: На сегодняшний день в ЧелГУ открыты три новых направления, связанные с информационными технологиями: «информационные технологии», «бизнес-информатика», «информатика и вычислительная техника».
В ЧелГУ был создан проект «Электронный университет». Он направлен на обучение студентов-заочников, с использованием современных информационных технологий, таких как вебинары (модель виртуальной классной комнаты), «скайп» и другие. На сегодняшний день среди студентов «Электронного университета» ЧелГУ много представителей со всех концов Уральского федерального округа и Пермского края.
Руководством Института информационных технологий сформирован совершенно новый кадровый состав: привлечены молодые специалисты, имеющие опыт работы в IT-отрасли и активно занимающиеся научной деятельностью.
В связи с созданием ИИТ открыты новые компьютерные классы, создана уникальная для нашего региона лаборатория, которая позволяет моделировать мультисервисную сеть на базе оборудования фирмы CISCO. Это полигон для тестирования корпоративной сети организаций.
На сегодняшний день ЧелГУ – единственный вуз в регионе, имеющий интернет-канал с пропускной способностью 100 Мбит/с. На территории университета студенты и сотрудники вуза получают возможность пользоваться высокоскоростным Интернетом бесплатно.
– Что такое «Электронный университет»? Какие преимущества он дает студентам очной формы обучения?
А. В.: «Электронный университет» – это проект, который реализуется совместно с ОАО «Уралсвязьинформ» и нашим университетом. Все обучение студентов происходит в сети Интернет. Преподаватели и студенты по вечерам заходят в виртуальную классную комнату и общаются друг с другом посредством чата, видео и голоса. Для обучения студенту необходимо иметь компьютер, подключенный к Интернету, веб-камеру и микрофон. В «Электронном университете» обучаются студенты-заочники. Занятия ведутся по специальностям «фундаментальная информатика и информационные технологии», «информатика и вычислительная техника» и «бизнес-информатика».
Для очной формы обучения «Электронный университет» – это возможность слушать открытые лекции профессоров из других стран и городов. Подобные мероприятия уже проводились, для чтения лекций привлекались как профессора ведущих российских вузов, так и технические специалисты из сферы бизнеса. В частности, была организована лекция профессора Арнемской школы бизнеса Яна Янсена из Голландии.
– Какие новые образовательные программы станут доступны в этом году в ИИТ?
А. В.: Каждый год институт открывает новые образовательные программы. В прошлом году появилась направление «бизнес-информатика». В этом году откроется направление «информатика и вычислительная техника». Для специализации «бизнес-информатика» появится магистратура. На этих направлениях планируется создать по 45 бюджетных мест.
В 2012 году появятся направления «информационно-аналитические системы безопасности», «информационные системы». Для направления «фундаментальная информатика и информационные технологии» откроется магистратура.
На очную форму обучения студенты зачисляются по результатам ЕГЭ:
«бизнес-информатика» – русский язык, математика, обществознание;
«информатика и вычислительная техника» – русский язык, математика, информатика.
На заочную форму можно поступить, пройдя вступительные испытания вуза по русскому языку.
– Скажите, каким абитуриентам стоит поступать в ИИТ? Почему вы считаете, что обучение на очной форме должно быть бесплатным?
А. М.: На специальность должны идти энтузиасты, готовые к постоянному обучению. Энтузиазм – это основа, на которую должны лечь профессиональные знания. Мы заинтересованы в поступлении умных, эрудированных, интересующихся наукой и современными информационными технологиями абитуриентов, которые хотят работать по профессии. Для поступающих в ИИТ важно знать математику и английский язык. Специальных знаний в области информатики мы не требуем – сами научим.
Для ИИТ очень важным фактором при подготовке квалифицированного IT-специалиста является возможность учить студентов на бюджетной основе, потому что нормальный учебный процесс предусматривает усилия двух сторон: преподавателя и студента. В этом смысле бюджетная форма обучения с одной стороны позволяет снять проблему социального порога, а с другой стороны мотивирует студентов учиться качественно.
И
ИТ позиционирует себя как престижный факультет с жесткой моделью обучения. Студенту здесь будет учиться непросто, но зато после окончания университета он уже будет готов участвовать в конкретных IT-проектах, а возможно, сможет организовать собственное дело.
– Каковы основные составляющие обучения в ИИТ?
А. В.: На мой взгляд, существует пять важных блоков:
Формирование системных знаний в области информационных технологий: аппаратное обеспечение, архитектура информационных комплексов, программирование на языках высокого и низкого уровня, проектирование и администрирование баз данных, проектирование компьютерных сетей, защита информации.
Изучение прикладных технологий, например, проектирование сетей на базе CISCO, JUNIPER, разработка приложений для баз данных и администрирование СУБД (системы управления базами данных) Oracle.
Получение практических навыков работы с конкретными системами управления предприятиями, например ERP Oracle или SAP.
Бизнес-образование – управление IT-проектами, моделирование и анализ бизнес-процессов организации, принципы работы на фондовых рынках и финансовая инженерия.
Знание разговорного и технического английского языка.
В новых учебных планах существенно (в разы) увеличена нагрузка по пяти перечисленным блокам. В Уральских вузах, занимающихся подготовкой специалистов в области информационных технологий, такой большой профессиональной и практической составляющей не было еще никогда, в свое время сам бы с удовольствием прошел обучение по этой программе.
Обучение по данным блокам будет проходить в малых группах по восемь человек, что позволит студенту досконально изучить сетевое оборудование, СУБД, освоить английский язык и получить опыт управления IT-проектом. Во время практического занятия или лабораторной работы студент сможет постоянно общаться с преподавателем, что очень сложно организовать в больших группах.
– ИИТ – прежде всего обладает уникальным преподавательским составом по IT-профилю, кто будет учить детей бизнесу, управлению?
А. В.: Буквально со дня своего основания ИИТ находится в очень тесной дружеской связи с экономическим факультетом. С одной стороны, ИИТ помогает экономическому факультету технически организовать обучение в системе «Электронный университет» по их образовательным программам. С другой стороны, экономический факультет предоставляет нам своих лучших специалистов для чтения курсов, связанных с экономикой, менеджментом и IT-управлением. Кстати, многие топ-менеджеры в региональных банках и IT секторе выпускники экономического факультета.
– Расскажите об уникальной системе обучения студентов английскому языку, которая будет внедрена в ИИТ в следующем учебном году.
А. М.: Преимуществом современного человека является владение хотя бы одним иностранным языком. Английский язык для IT-специалиста – это элемент компетентности, потому что ему приходится работать с большим количеством специальной технической документации, написанной на английском языке, а также общаться с зарубежными коллегами (подавляющее число IT-компаний находится в США, Канаде и ряде стран Евросоюза).
Со следующего года ИИТ вводит новую систему обучения английскому языку. В течение трех лет студенты нашего института будут изучать язык по шесть часов в неделю. Читать курс будут преподаватели факультета лингвистики по международным методикам Оксфордского университета. Обучение будет вестись по двум направлениям: разговорный и технический английский язык. Также элементы английского будут включены и в специальные дисциплины. Сейчас все преподаватели ИИТ занимаются повышением уровня знаний английского языка. Мы поставили задачу через год начать проводить семинары, возможно, научные конференции на английском. Тем самым мы превратим английский в живой язык, который студенты используют повседневно.
– Известно, что сотрудники института большое внимание уделяют научной работе. Какие разработки ИТТ были представлены на международной научной конференции «Компьютерные науки и информационные технологии» (CSIT) 2010?
А. М.: Область информационных технологий стремительно развивается: каждый день появляются новые разработки. Чтобы быть в курсе этого и уметь передать знания студентам, необходимо заниматься научной деятельностью, освоением этих разработок.
В течение многих лет мы сотрудничаем с УГАТУ (Уфимский государственный авиационный технический университет), который выступает организатором международной конференции CSIT. На этой конференции ИИТ в 2010 г. представил новую разработку – онтологическую модель и технологию фактографического анализа текста применительно к задаче поиска и анализа научно-технической информации (на основе открытых источников информации) в сфере контрразведки и конкурентной разведки.
– В прошлом году вы представили на Первом Российском форуме по управлению Интернетом проект «Электронный университет». В этом году собираетесь участвовать?
А. М.: Да, университет обязательно примет участие в этом форуме. Мы считаем это мероприятие важным с точки зрения обсуждения перспектив развития философии российского Интернет-пространства. В этом году мы хотим представить проект по подготовке гуманитариев с углубленным изучением IT-технологий.
– 2 апреля ЧелГУ провел олимпиаду по компьютерной безопасности. Каковы ее результаты?
А. М.: Челябинский государственный университет впервые принял соревнования UralCTF 6 по защите информации, участие в которых приняли команды из всех крупных вузов УрФО. Ребята должны были защитить свой сервер и взломать серверы соперников. Я считаю, что подобные соревнования позволяют проверить свои знания, увидеть, чему ты научился. Команда ЧелГУ выступила достойно и попала в призеры данных соревнований.
– Недавно в ЧелГУ состоялась конференция «Современные технологии управления предприятиями». Одним из организаторов стала компания «Ителледженс». Расскажите о вашем сотрудничестве с этой организацией.
А. М.: «Ителледженс» – это серьезная европейская консалтинговая компания, которая имеет представительство в Москве. Она занимается разработкой системы управления предприятием.
По результатам конференции мы получили предложение от компании «Ителледженс» организовать на базе ЧелГУ «Центр компетенции», который обеспечит предоставление консультационных услуг для предприятий Уральского региона. В рамках этого центра будут задействованы преподаватели университета и студенты-старшекурсники.
– Очевидно, что выпускник по IT-профилю не останется без работы, сам сможет выбирать место будущей работы. Нo IT-отрасль развивается очень быстро, как вы видите профессиональную работу IT-специалиста, чем он будет заниматься?
А. М.: Можно выделить несколько крупных областей:
Администрирование существующих информационных систем (компьютерные сети, защита информации).
Автоматизация бизнес-процессов – бизнес-информатика (внедрение автоматизированных систем управления предприятиями и их эксплуатация).
Разработка программного обеспечения.
Будущее выпускника зависит от того профессионального уровня, на который он сможет выйти. Хороших специалистов не хватает. В Челябинской области для IT-специалистов на сегодняшний день вакантны тысячи рабочих мест.
– Что можно ждать от информационных технологий в будущем? В какой области стоит ждать прорыва?
А. М.: Можно ожидать серьезного прорыва в трех областях:
Когнитивные технологии (область обработки знаний) – появление умного Интернета, способного подстраиваться под конкретного пользователя Сети, под потребности конкретного лица.
Интерфейсный прорыв – например, компьютер, управляемый голосом.
В области биоинформационных технологий – создание лекарств, новых методов лечения, хирургические вмешательства, выполняемые компьютером.
У информационных технологий большое будущее.
Институт информационных технологий ЧелГУ ведет подготовку по направлениям:
230100.62 – Информатика и вычислительная техника (очная форма обучения, заочная форма обучения).
080500.62 – Бизнес-информатика (очная форма обучения, заочная форма обучения).
010300.62 – Фундаментальная информатика и информационные технологии (заочная форма обучения).
По вопросам поступления и обучения обращаться:
г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, ауд. 330, 323;
тел.: (351) 799-72-88;
e-mail: Написать письмо;
Iit.csu.ru.