¬осстановление таких ретрокаров порой выходит в дес€тки раз дороже их начальной стоимости. Ќо удовольствие от поездок на них — бесценно
¬осстановление таких ретрокаров порой выходит в дес€тки раз дороже их начальной стоимости. Ќо удовольствие от поездок на них — бесценно

«а этими машинами коллекционеры охотились по всей –оссии, брали их разваленными и гнилыми, вбухивали сотни тыс€ч рублей, а потом годы не вылезали из-под капота, чтобы поставить авто на ход.  ажда€ из этих машин пережила войну — перевозила снар€ды и раненых, катала военных генералов или простаивала в гараже в ожидании мира.

»стории семи ретрокаров, которые сейчас днем с огнем не сыщешь, рассказывают их владельцы.

 »ћ, который не понравилс€ —талину

¬ыпуск  »ћа хотели поставить на поток, но в планы вмешалась война и —талин
¬ыпуск  »ћа хотели поставить на поток, но в планы вмешалась война и —талин

≈динственный в мире  »ћ-10, который все еще на ходу, можно увидеть в музее автомобильной техники под ≈катеринбургом. ‘аэтон делали в начале 1940-х годов советские конструкторы, вз€в за основу английский Ford Prefect образца 1936 года. ѕри сборке у  »ћа сохранилс€ двухдверный кузов. Ёто, поговаривают, и сгубило проект — стоило »осифу —талину увидеть машину, как он разразилс€ недовольством:

— я понимаю, что англичане — буржуи и не думают о своем народе, но вы же советский автоконструктор и должны были подумать о советском народе? »ли € в вас ошибалс€?

Ќа работу над ошибками конструкторам отвели неделю. ¬ итоге по€вилс€  »ћ-10–52 с четырьм€ двер€ми.

¬идео: ћаксим Ѕутусов/E1.RU

—ерийного производства  »ћов не вышло — до войны свет увидели 319 экземпл€ров, а спуст€ дес€тилети€ в мире и вовсе осталось с дес€ток таких машин. ќдну из них, точнее, то, что от нее осталось, реставраторы нашли в глухой деревне под  расно€рском.

— —реди груды запчастей € увидел заднюю часть автомобил€, которую сразу опознал. Ѕагажник  »ћ-10 ни с чем перепутать нельз€. » не ошибс€. я так понимаю, что хоз€ева даже и не осознавали, что это очень редкий автомобиль, — вспоминает реставратор јлексей «аславский. ќн забрал железо и за два года восстановил авто.

–етропарад: истории семи машин — ровесниц войны, которые до сих пор на ходу

— ¬ течение первого года мы занимались жест€нкой, — рассказывает «аславский. — ѕожалуй, это была сама€ сложна€ часть работы. ќчень непросто было сделать механизм тента. ѕовезло, что сохранились его заводские чертежи, но, как оказалось, если собрать по ним, то механизм не будет работать. ѕриходилось доделывать его.

–етропарад: истории семи машин — ровесниц войны, которые до сих пор на ходу
–етропарад: истории семи машин — ровесниц войны, которые до сих пор на ходу

 стати, массовой машиной вместо  »ћа стал «ћосквич». ј историю этого раритета вы можете узнать здесь.

Dodge, вернувшийс€ из Ѕерлина с пулевым ранением

Ётот «ƒодж» катал сначала американцев, потом генералов, а сейчас — молодоженов
Ётот «ƒодж» катал сначала американцев, потом генералов, а сейчас — молодоженов

Ќа авторынке ќмска засветилс€ раритетный Dodge: в 1939 году он и ещЄ шесть таких же красавцев прибыли в —оветский —оюз по ленд-лизу. јмериканские машины полагались военным офицерам. Ќа этом, в частности, ездил генерал-майор √ригорий Ѕаишев.

Dodge побывал в Ѕерлине, с победой и пулевым отверстием в лобовом вернулс€ в ———–. ƒолгое врем€ оседал в ћайкопе у нового хоз€ина, а в начале 1990-х прибыл в —ибирь. “ам его хотели реставрировать, разобрали и… оставили на дес€ть лет.  оллекционеру —ергею  апитонову ретрокар досталс€, когда прежний хоз€ин попыталс€ покинуть ќмск, но забрать разобранный автомобиль не смог.

— “ак и приехал с пулевым отверстием в лобовом стекле. —ейчас стекло € уже, конечно, заменил, — добавил омич.

 апитонов восстановил машину за два года, поставил на учет √»Ѕƒƒ. ћестные жители часто видели старичка-«доджа», украшенного лентами, — на нем катались молодожены. 

«а машину с историей хоз€ин просил немало — 758 тыс€ч рублей, но, впрочем, был готов поторговатьс€.

–етропарад: истории семи машин — ровесниц войны, которые до сих пор на ходу

»сторию этого автомобил€ ищите здесь.

Chevrolet Fleetmaster 1942 года выпуска

¬ нежный голубой «Ўевроле» покрасили омские зэки
¬ нежный голубой «Ўевроле» покрасили омские зэки

¬ гараже омского пенсионера ћихаила «асорина стоит Chevrolet Fleetmaster 1942 года выпуска. Ќа эту машину омич в свое врем€ потратил 200 тыс€ч рублей и два года жизни. ¬ полуживом состо€нии Chevrolet выкупили у новосибирского коллекционера, заменили раму, крыль€, двигатель и электрику. «асорин также заново собрал и обшил салон.

 расивый голубой цвет выбран неспроста: если перевести на русский fleetmaster, то дословно получитс€ «флотский начальник».  стати, красили машину заключенные местной колонии — так дешевле. ¬ авто под 40-килограммовым капотом стоит двигатель на 96 «лошадок». Fleetmaster разгон€етс€ до 100–120 км/ч. Ќа 100 км он ест 15 литров бензина. ƒвигатель работает ровно и урчит, как довольный кот. «а счЄт высокого клиренса машина обладает отличной проходимостью и легко управл€етс€.

— «а его рулем чувствуетс€ мощь. ”шедша€ эпоха, когда у каждой машины была душа, — с улыбкой признаетс€ ћихаил  узьмич.

–етропарад: истории семи машин — ровесниц войны, которые до сих пор на ходу
–етропарад: истории семи машин — ровесниц войны, которые до сих пор на ходу

ћного фотографий автомобил€ здесь.

Ќемецкий «странник»

Wanderer живет в —амаре несколько лет, но местные жители до сих пор к нему не привыкли
Wanderer живет в —амаре несколько лет, но местные жители до сих пор к нему не привыкли

≈щЄ один свидетель истории — немецкий Wanderer сборки Auto Union — живет в автопарке самарского коллекционера ёри€  отикова. Ќесколько лет назад мужчина пригнал авто из ћосквы. —осто€ние железа было крайне плачевное: капот прогнил, двигатель не работал. ƒл€ того чтобы восстановить «странника» (Wanderer переводитс€ именно так), понадобилось несколько мес€цев и полтора миллиона рублей.

–етропарад: истории семи машин — ровесниц войны, которые до сих пор на ходу

» пусть в √ермании машина считалась транспортом дл€ среднего класса, в —амаре Wanderer — насто€ща€ звезда на колесах. √орожане хватаютс€ за телефоны, когда вид€т этот автомобиль на дороге.

— ќни очень удивл€ютс€. ј мне при€тно: € сам отремонтировал машину, вложил в нее душу. ќна, конечно, сама€ обычна€, если смотреть с технической точки зрени€. ”ж извините, ремни безопасности здесь не предусмотрены, да и места в салоне немного. «ато есть подвеска, рессорные амортизаторы, четыре скорости. –аньше всЄ делали просто, но очень надежно, — говорит фанат ретромашин.

¬идео: јлексей Ќогинский/63.RU

ѕосмотрите на эту машину: фоторепортаж от 63.RU.

¬се€дный √ј«

√ј« в войну перевозил боеприпасы и раненых по Ћадожскому озеру
√ј« в войну перевозил боеприпасы и раненых по Ћадожскому озеру

¬ частном музее тюменца јлександра јнисимова стоит √ј«-јј. ≈ще в довоенные годы его создали по образу и подобию Ford, а в начале ¬ќ¬ заметно упростили, подогнав под отечественные реалии: изменили фары, двери, убрали передние тормоза и переделали крыль€. Ќа советских заводах успели сделать чуть больше миллиона таких авто. Ќа них транспортировали раненых и боеприпасы, доставл€ли продукты.

ѕосле войны машина не исчезла: на ее базе стали производить санитарные и пожарные модели. Ќо в эталонном виде √ј«-јј осталс€ в штучном количестве. јлександр јнисимов отыскал это авто в  урганской области и отремонтировал.

–етропарад: истории семи машин — ровесниц войны, которые до сих пор на ходу

— ћы приобрели эту машину примерно 15 лет назад. Ёто был один из первых экземпл€ров в нашем музее.  ак прежнему владельцу удалось сохранить автомобиль, к сожалению, вы€снить не удалось, — рассказал коллекционер.

√рузоподъемность этой легенды — полторы тонны, двигатель — всего 40 лошадиных сил. “опливо использовалось любое, поэтому в народе машину называли все€дной.

¬идео: —емен √ромов/72.RU

—егодн€ √ј« по€вл€етс€ на городских улицах по случаю больших торжеств. Ќо вы можете посмотреть на него хоть сейчас.

82-летний «Ѕьюик» с мировой пропиской

—начала заокеанский «Ѕьюик» выписал себе немец, но после войны машина перекочевала в —оветский —оюз
—начала заокеанский «Ѕьюик» выписал себе немец, но после войны машина перекочевала в —оветский —оюз

ѕарад ретроколонны завершает Buick Series 40 Model 1937 года выпуска. — завода он попал в попал в √ерманию, а через восемь лет перекочевал в —оветский —оюз.

—  аждый √ерой —оветского —оюза, кавалер ордена —лавы трЄх степеней и генералы — все после победы награждались автомобил€ми. ѕривозили сюда и ставили на учЄт на основании бумаги от командовани€. “аким образом этот автомобиль попал в ћоскву и пробыл там около 20 лет, — рассказывает его хоз€ин, коллекционер ћихаил «асорин.

–етропарад: истории семи машин — ровесниц войны, которые до сих пор на ходу

¬ середине шестидес€тых машину купил один омский ювелир, пользовалс€ ею около 20 лет. ¬ итоге Buick превратилс€ в утиль, но его выкупил мужчина, который захотел отреставрировать машину.

— ѕритащил к себе во двор, разобрал, и на том дело кончилось. ƒев€ть из дес€ти людей, которые у нас покупают ретромашины, заканчивают своЄ увлечение на этом этапе. “ерпени€, денег не хватает... ¬от и эта машина больше дес€ти лет просто€ла у него в огороде разобранной. ѕотом Buick попал ко мне, — вспоминает коллекционер.

–етропарад: истории семи машин — ровесниц войны, которые до сих пор на ходу

«асорину пришлось постаратьс€, чтобы поставить на колеса «Ѕьюик»: переварил двери, крыль€, раму, покрасил корпус.  акие-то детали заказывал в —Ўј, часть вз€л с советских машин: так, вместо американской коробки установлена 5-ступенчата€ от «¬олги», а под капотом — двигатель от √ј«-51. Ќо не стоит расстраиватьс€: мотор от советского грузовика — фактически копи€ американского. »того «родных» деталей в этой тачке — пор€дка 80 процентов.

ѕосмотрите на нее! ј если вдруг у вас в гараже стоит машина удивительного вида и с удивительной судьбой, но мы почему-то о ней еще не рассказали, скорее пишите на Ќаписать письмо. » эту историю узнают все.