≈сли захотите построить аналог этой Lada Vesta WTCC своими силами, готовьтесь оставить годы жизни при согласовании переделок
≈сли захотите построить аналог этой Lada Vesta WTCC своими силами, готовьтесь оставить годы жизни при согласовании переделок

— 1 июн€ в –оссии вступают в силу новые правила легализации автомобилей с изменени€ми конструкции — это касаетс€ машин с тюнингом, газобалонным оборудованием (√Ѕќ) и так далее. ѕроцедура прописана в постановлении ѕравительства –оссии и описывает все этапы оформлени€ наворотов. —тала ли она проще?

ƒолго, дорого, бессмысленно

Ќынешний пор€док легализации изменений — трудоЄмкий и во многом формальный процесс. ћы уже подробно описывали процедуру легализации √Ѕќ, и она состоит из восьми этапов, включа€ два обращени€ в испытательную лабораторию, три обращени€ в √»Ѕƒƒ, прохождение техосмотра.  роме того, если оборудование установлено без согласовани€, перед началом его легализации необходим демонтаж. ѕосле многочисленных жалоб инспекци€ перестала требовать этого.

ѕроблема обострилась три года назад, когда после вступлени€ в силу регламента «ќ безопасности колЄсных транспортных средств...» √»Ѕƒƒ начала рейды против любителей тюнинга, включа€ и автомобили с установленным √Ѕќ. Ћегализаци€ автомобил€ стоила пор€дка 12 тыс€ч рублей и занимала два–три мес€ца, в течение которых через руки автовладельца проходило пор€дка 20 документов. «”скоренный» неофициальный путь обходилс€ в 20+ тыс€ч рублей.

Ќо главное — €вных гарантий безопасности оборудовани€ автовладелец не получал, потому что больша€ часть процедур была чистой формальностью. »нспектор √»Ѕƒƒ не €вл€етс€ техническим экспертом, техосмотр превратилс€ в откровенную профанацию, а в лаборатори€х выдача документов была поставлен на конвейер. “ем более допускалось дистанционное общение с лабораторией, когда «безопасность» конструкции оценивалась по фотографи€м.

—транным выгл€дело и требование получать изначальное одобрение на переделку от лаборатории и √»Ѕƒƒ. ≈сли в случае эксклюзивного тюнинга подобное разрешение имеет смысл, то установка √Ѕќ — типова€ процедура дл€ этой марки автомобилей. “ем не менее владелец каждой конкретной «Ћады» или «√азели» должен запрашивать разрешение отдельно.

ƒве трети всех легализуемых переделок св€заны с установкой √Ѕќ. ќна не требуетс€, если купить автомобиль с заводским оборудованием, но в –оссии есть только две легковые битопливные модели: Lada Vesta CNG и Lada Largus CNG. ќни работают на метане и не пользуютс€ большим спросом из-за редкости ј√Ќ —
ƒве трети всех легализуемых переделок св€заны с установкой √Ѕќ. ќна не требуетс€, если купить автомобиль с заводским оборудованием, но в –оссии есть только две легковые битопливные модели: Lada Vesta CNG и Lada Largus CNG. ќни работают на метане и не пользуютс€ большим спросом из-за редкости ј√Ќ —

„то изменилось?

јвтоэксперт ёрий ѕанченко отвечает веско:

— ѕо существу — ничего. Ќовый пор€док не вносит существенных изменений в процедуру легализации автомобилей с тюнингом и √Ѕќ. ќн сделан, скорее, дл€ удобства автомобилистов, потому что требовани€, которые сейчас разбросаны по разным документам, в новом пор€дке собраны под одной обложкой.

ѕоэтому шаги, которые должен предприн€ть владелец автомобил€ до и в момент переделки, те же самые: обращение в испытательную лабораторию за предварительным разрешением, обращение в √»Ѕƒƒ за окончательным разрешением, внесение изменений в конструкцию, затем — снова обращение в лабораторию, теперь уже за протоколом технической экспертизы, а также прохождение техосмотра. ѕосле этого нужно дважды обратитьс€ в √»Ѕƒƒ: первый раз, чтобы получить —— “— — основной документ, подтверждающий легальность переделок, и второй раз, чтобы внести изменени€ в ѕ“— и —“—.

—  стати, необходимость техосмотра не прописана в €вном виде, но на самом деле он необходим дл€ получени€ —— “—, — добавл€ет ёрий ѕанченко.

ѕри установке √Ѕќ по€вилось требование оформл€ть декларацию производител€ работ, проще говор€, фирмы-установщика: в ней отражаютс€ параметры самой компании и автомобил€ и другие существенные детали.

 акие переделки считаютс€ нелегальными?

¬о-первых, все те, что нарушают регламент «ќ безопасности колЄсных транспортных средств».

— Ќапример, если автомобилист решил заменить тормозные колодки на незаводские, но сертифицированные дл€ данного автомобил€, это не считаетс€ «тюнингом», — уточн€ет ёрий ѕанченко. — Ќо если изменени€ внос€тс€ в саму конструкцию тормозной системы, это уже считаетс€ изменением и может быть признано нелегальным.

—оответствие тех или иных изменений регламенту анализирует как раз испытательна€ лаборатори€, и от этого в том числе зависит цена услуги. “о есть дл€ глубокого тюнинга, когда условна€ «дев€тка» превращаетс€ в очень условную Ferrari, может потребоватьс€ гигантский объЄм согласований.

¬о-вторых, в пор€дке прописаны несколько ситуаций, когда автовладельцу могут отказать в переделках. ƒл€ легковых автомобилей это два пункта: увеличение максимальной массы или изменение базы автомобил€ сверх установленных производителем, а также замена кузова или его частей. ¬ обоих случа€х формулировки достаточно размыты, что допускает широкий диапазон дл€ трактовок.

— ѕод изменением массы, скорее всего, подразумеваетс€ такое ут€желение конструкции, которое приближает снар€женную массу к полной, — объ€сн€ет ёрий ѕанченко.

Ќапример, грузоподъЄмность легкового автомобил€ обычно составл€ет 500–600 килограммов, и если мы ставим на него оборудование массой 70 килограммов, остаЄтс€ запас на перевозку пассажиров и багажа, просто уменьшаетс€ грузоподъЄмность. Ќо если масса возрастает, например, на 480 килограммов, перевозка водител€, багажа и грузов приводит к превышению полной массы — такие изменени€ не разрешат.

„то касаетс€ кузова и особенно его частей, то, по мнению нашего эксперта, речь идЄт обо всех кузовных детал€х, включа€ попул€рный у тюнингеров бампер.

— ≈сли автовладелец захочет помен€ть бампер на нестандартный, ему понадоб€тс€ сертификаты производител€, что этот элемент был протестирован и одобрен дл€ конкретной модели.

ѕроще говор€, легальной будет продукци€ «официальных» тюнингеров, а не гаражных мастеров.

Ћичное обращение в лабораторию

— 1 июл€ по€вл€етс€ и еще одна сложность: необходимость обращатьс€ в лабораторию лично — таковы требовани€ вступающего в силу √ќ—“а 33670–2015. ƒо сих пор сделать это можно было дистанционно, отправив фотографии переделанной машины по почте. ѕроблему усугубл€ет небольшое количество подобных лабораторий в –оссии: их всего 15. Ќе исключено, что с июл€ образуютс€ очереди, а процесс лишь усложнитс€.

ѕосещение лаборатории при согласовании изменений становитс€ об€зательным
ѕосещение лаборатории при согласовании изменений становитс€ об€зательным

ќдна из испытательных лабораторий находитс€ в „ел€бинске — ќќќ «»спытательный центр». “ам нам рассказали, что июльские изменени€ не скорректируют пор€док работы, потому что по их правилам после внесенных изменений в конструкцию автомобилист должен предоставл€ть транспортное средство в лабораторию и сейчас. —тоимость предварительной экспертизы — 3000, окончательной — 5000 рублей. Ќо эти цены актуальны в основном дл€ автомобилей с √Ѕќ, тогда как в других случа€х, например при изменении габаритных показателей, они могут быть дороже.

«ачем нужен новый пор€док

ƒл€ чего сделаны изменени€, которые де-факто не мен€ют ничего по существу? Ќа самом деле целью правительства было не столько упрощение процедуры, сколько еЄ приведение к единому стандарту.

Ќа бумаге такой подход вроде бы гарантирует безопасность одобренных изменений, на практике нас как минимум ждЄт длительный переходный период: полумЄртвый техосмотр, отсутствие достаточного количества лабораторий, перегруженность √»Ѕƒƒ другими задачами — всЄ это в любом случае оставл€ет процедуру формальной.

ј потому любители тюнинга вр€д ли вздохнут свободнее.

ј попутно правительство пытаетс€ стимулировать переход автомобилистов на √Ѕќ, предлага€ им субсидии.