С 12 июля 2017 года вступили в силу поправки в ПДД. В частности ПДД отныне дополнены новым пунктом:
«9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».
ПДД привели в соответствие с «Конвенцией о дорожных знаках и сигналах», где, в частности, в статье 26 сказано, что движение левее сплошной или двойной сплошной линии разметки даже без ее пересечения запрещено. Конвенция принята в 1968, соответствующие ПДД в СССР вышли в 1973 году. Ратифицировали Конвенцию в 1974 году, в силу она вступила в 1978 году. Не прошло и 50 лет, как достаточно важное правило наконец-то было внесено в наши ПДД.
Вообще-то, запрет движения левее сплошной линии разметки де-факто действовал после вынесения Решения ВС №ГКПИ11-1938 от 17.01.2012 г.
Что означает на практике данный пункт ПДД?
Во-первых, запрещен обгон по перекрестку по главной дороге левее сплошной линии разметки. Если водитель выехал через прерывистую линию разметки до перекрестка, обгон совершил по перекрестку левее сплошной, и вернулся в свою полосу вновь через сплошную, то имеет место нарушение п.9.1.1 ПДД.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c4/f8/19/c4f819de87c3f420e46197b87109da73/640x420_1_ce2ceca4b3de5fd40fe09380527b9777@640x420_0xUwWG1YvJ_1366315002075878245.jpg.webp)
Во-вторых, движение левее разделительной полосы по полосе, предназначенной для встречного движения, запрещено. Ранее, если по какой-то причине на разделительной полосе не оказалось знака «Въезд запрещен» или «Объезд препятствия справа», то водителям ничто не запрещало двигаться по указанной траектории.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/93/89/b2/9389b2fd00a9e5377bb9c3a9e969467d/640x422_1_4024158442c4751148d6b24a8ae9e14f@640x422_0xaP4jR3yX_0279505944470743206.jpg.webp)
В-третьих, достаточно «мутное» обоснование запрета разворота по малому радиусу в разрыве разделительной полосы левее сплошной или двойной сплошной линии разметки, теперь обрело твердую основу (рисунок ниже).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cb/c7/29/cbc729c41174a36c76de5cc783ba1143/640x423_1_66b7d80707356a08957d787f3616701b@640x423_0x1FAo3L20_2159261849144087134.jpg.webp)
Если разметки нет, то никто и ничто, как и раньше, не запрещает развернуться по малому радиусу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/00/14/ef/0014ef5cad35c01cbde33aac7b6be6ba/640x423_1_bd97ea048fcfd10b7835160e80bcf646@640x423_0xoxldoTAL_2409893217645692785.jpg.webp)
И, наконец, в-четвертых. Разворот по малому радиусу левее трамвайных путей теперь стал нарушением ПДД.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1a/df/2b/1adf2b5534e387c46d2a04b20d89b147/640x421_1_574bf273e90f3aa21272e5a9f6f1a78b@640x421_0xMpZIJJrz_0029098895468595974.jpg.webp)
Например, в Челябинске на перекрестке улицы Курчатова и Свердловского проспекта по малому радиусу лучше не разворачиваться. Чем это чревато, мы уже разбирали на печальных примерах.
Я не случайно упомянул в начале статьи «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах». Одновременно с ней была принята и «Конвенция о дорожном движении». Именно с этих конвенций списаны и наши ПДД, и наши знаки с разметкой. За десятилетия в сознании устоялось, что поправки в ПДД в принципе носят косметический ремонт, и что основные постулаты дорожного движения – незыблемы.
В большинстве случаев это действительно так: не меняются правила маневрирования и проезда перекрестков, не меняются сигналы регулировщика и цвета на светофоре.
Но как видим, определенные изменения могут повлечь самые печальные последствия для водителя, если вовремя их не отследить.
Разворот по малому радиусу как показано на рисунке 5 еще в недалеком прошлом был в большинстве случае ненаказуем – судьи не относили такой разворот к выезду на полосу встречного движения, в местах, где это запрещено. С 12.07.2017 за подобный разворот последует наказание по ч.4 ст.12.15 КоАП со штрафом в 5 тыс. руб или лишением права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Юрий Панченко