RU86
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Ханты-Мансийске

Погода-3°

облачно, небольшой снег

ощущается как -5

1 м/c,

с-в.

747мм 100%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Авто Город 49 млрд АВТОВАЗа: тазофобы в шоке

49 млрд АВТОВАЗа: тазофобы в шоке

В конкурсе на лучший троллинг «тазофобов» Минпромторг забирает первый приз. Почти 50 млрд рублей планируется выделить Тольятти и косвенно АВТОВАЗу в честь празднования полувекового юбилея предприятия. Информацию об этом со ссылкой на источник в ведомстве на прошлой неделе процитировали многие СМИ (например). Деньги должны быть выделены из федерального бюджета и бюджета Самарской области в течение четырех лет до 2020 года, когда полувековой юбилей будет праздновать уже не сам АВТОВАЗ, а его первое детище – ВАЗ-2101.

Строго говоря, деньги выделяются не заводу, а городу Тольятти, хотя если уж быть до конца занудой, конкретно Тольятти праздновал полувековой юбилей в августе 2014 года. Но допустим.

На сами торжества выделяется лишь 44 млн рублей (0,1% всей суммы), тогда как остальная часть будет направлена на строительство дорог, мостов, возведение объектов социальной инфраструктуры и модернизацию городского транспорта. Один из чиновников поделился планами провести в Тольятти шоковое омоложение по примеру Сочи, не уточнив, правда, почему из десятков городов, каждый год празднующих какой-нибудь юбилей, таких инвестиций удостоился именно Тольятти.

Да что нам, жалко, что ли? Чиновники затеяли промеж двух юбилеев привести в порядок один из проблемных городов России – пусть Тольятти порадуется. Тем более один из проектов подразумевает строительство нового моста через Волгу с выходом на М-5, что, грубо говоря, полезно для России в целом.

И все же... Юбилей, честно говоря, притянут за уши. Даже в непростом советском прошлом было достаточно значимых вех, на фоне которых создание АВТОВАЗа с учетом его последующей деградации и трудного ренессанса не выглядит историей успеха, которую хочется рассказать внукам («А в конце 90-х, представляешь, они освоили электрические стеклоподъемники…»). АВТОВАЗ, безусловно, сыграл весомую роль в развитии личного транспорта в России, но мог бы сыграть лучше. И гораздо лучше. Это все равно что отмечать юбилей спортсмена, который когда-то давно один раз вышел в финал чемпионата средней руки и все равно проиграл. Или выиграл, потому что остальные не приехали.

Да дело даже не в этом. Есть хорошая пословица: чтобы превратить голодного человека в сытого, его можно накормить. А можно дать ему удочку и научить ловить рыбу. Фундаментальная проблема отношений государства и АВТОВАЗа была в том, что последний чаще получал кулинарные подачки, чем стимул к поиску новых инструментов. И ведь 49 «ярдов» – из той же оперы. Ну что толку намарафетить потемкинскую деревню Тольятти – не лучше ли создать более мощные стимулы для развития самого предприятия, следствием которых стало бы, например, улучшение дорожной инфраструктуры? 50 млрд рублей – это, грубо, разработанная с нуля платформа нового автомобиля, которую, правильно монетизировав, можно превратить в триллион рублей за несколько последующих лет. Так зачем давать снова рыбу вместо удочки?

Но тут возникает проблема более фундаментального уровня: давать деньги АВТОВАЗу, по сути, бессмысленно, потому что предприятие уже по большей части не наше, не российское. Подарить Renault-Nissan новую платформу, конечно, можно, но что-то нам подсказывает, что они и без бюджетных щедрот проживут.

А тут еще душок прошлого. В прежние времена АВТОВАЗ был фабрикой по «обналичиванию» государственных денег, но теперь канал по большей части перекрыт. Тольяттинский завод плавно превращается в предприятие, глубоко интегрированное в производственные структуры альянса Renault-Nissan, и поле деятельности махинаторов заметно поубавилось. Может быть, поэтому деньги выделяют не конкретно АВТОВАЗу, а Тольятти? Да еще на такую коррупционную сферу, как дорожное и социальное строительство? Тольяттинцы, поймите меня правильно: чисто по-человечески мне не жалко, чтобы кто-то в России жил при хороших дорогах. Только сколько из тех миллиардов станет асфальтом, а сколько – частыми коттеджами с заборами и видеокамерами? Может быть, я просто параноик – убедите меня в обратном.

И момент-то какой-то неудачный. Автопром в кризисе, производство машин падает по всей России, и Тольятти не исключение. Понятно, что рано или поздно наступит перелом, но пока мы даже не достигли дна. И если бы жизнь в Тольятти набирала обороты, если бы туда рвалась толпами молодежь, вполне логично было бы подкрепить этот процесс новыми стройками века. Только сейчас тенденция-то как раз обратная: переразмеренный завод в Тольятти мало-помалу усыхает до «естественных» размеров, количество сотрудников достигло исторического минимума, доля тольяттинцев, работающих на АВТОВАЗе, – тоже.

Не получится, что шикарная дорожная инфраструктура и социальный фонд окажутся попросту избыточными для предприятия, которым АВТОВАЗ станет в 2020 году? Это, знаете, как если бы человек среднего достатка выиграл в лотерею «Ламбо», которое все равно не может содержать.

Тольятти теряет пуповинное значение на карте русавтопрома. Может быть, противоречивым было решение Бу Андерссона сослать Lada Vesta в Ижевск, но швед, видимо, хотел начать с чистого листа. А Тольятти вместо «Весты» получил целую россыпь «рено-ниссанов» на платформе B0, потеряв часть самостийности, но такова судьба всех национальных филиалов мегакорпораций.

Решение Минпромторга, если честно, выглядит отчаянной попыткой повернуть историю вспять. Вернуть величие, которого не было. Сделать вид, что АВТОВАЗ все еще наш. Позолотить ручку тамошним чиновникам, которые, вероятно, и напели про колоссальную значимость юбилея для всей России.

Кстати, 50 мдрд – это много или мало? Допустим, их разобьют на четыре года, и получится примерно по 12,5 млрд в год. Для сравнения, в этом году во многих регионах России сложилась критическая ситуация с дорогами, и деньги, собранные с осени через систему «Платон», решено было потратить на дороги в 24 субъектах Федерации. Общая сумма – порядка 11 млрд, а самая печальная новость в том, что «Платон» пока не собрал даже их: пока в его кубышке чуть более 7,5 млрд. Другими словами, «юбилейные» транши АВТОВАЗа позволили бы поддержать самые проблемные регионы страны в течение четырех лет.

Что же касается Тольятти… Мне было бы проще понять госинвестиции, например, в создание крупного независимого инженерного и испытательного центра, который бы дал работу нескольким тысячам квалифицированных специалистов и обслуживал не только АВТОВАЗ, но и прочие предприятия русавтопрома. Причем 50 млрд на такую затею – это, пожалуй, даже лишка. Зато была бы удочка вместо очередной подачки.

P.S. И нет, я не тазофоб.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем