RU86
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Ханты-Мансийске

Погода-4°

переменная облачность, снег

ощущается как -9

4 м/c,

вос.

766мм 74%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Бизнес Образование Владимир Кружаев, кандидат физико-математических наук, директор Института естественных наук УрФУ: «Широкий выбор деятельности – основное «естественное» преимущество наших выпускников»

Владимир Кружаев, кандидат физико-математических наук, директор Института естественных наук УрФУ: «Широкий выбор деятельности – основное «естественное» преимущество наших выпускников»

Институт естественных наук Уральского федерального университета считается одним из центров подготовки научных кадров в регионе. Интерес к исследованиям природы в мире растет – это ставит перед институтом новые задачи. В середине марта Институт естественных наук УрФУ посетил известный эколог, руководитель научно-исследовательских работ в комиссии Франции по альтернативной и атомной энергетике Жён Жузель. Его рабочий визит – следствие выигранного университетом гранта Министерства образования и науки. О том, какую роль в развитии вуза играют международные контакты, что он предлагает абитуриентам и почему у его выпускников не бывает проблем с трудоустройством, – наш разговор с директором института, кандидатом физико-математических наук Владимиром Кружаевым.

– Владимир Венедиктович, что будет делать в институте Жён Жузель?

– Под его руководством создана лаборатория физики климата и окружающей среды. Это направление было у нас и раньше, но в начальной стадии. Мы занимались физикой атмосферных аэрозолей, а Жузель исследует изотопный состав воды с целью понимания процесса циркуляции воды в природе и прогноза климатических изменений. Финансирование приличное – 144 млн рублей на три года, что позволит добиться серьезной широты научных исследований.

– Это ведь не первый случай получения подобных грантов?

– Такого масштаба – первый. На Урале его выиграли только два вуза: мы и Тюменский государственный университет. А грантов меньших, в том числе финансируемых международными организациями, у нас много. Сейчас, например, работаем по грантам, финансируемым Фондом фундаментальных исследований России совместно с аналогичными организациями Германии, Китая и Франции.

В мире конкурсное финансирование научных исследований распространено очень широко, и нужно этим пользоваться. Мы добились максимального показателя среди всех институтов УрФУ: в 2011-м общее финансирование научных исследований у нас достигло 130 млн рублей (в том числе на конкурсной основе около 100 млн рублей) – это превысило объем средств, получаемых за обучение студентов.

– Какие направления подготовки института вы считаете основными?

– Институт образован на базе трех факультетов: физики, химии и биологии. Эти направления, а также астрономия и экология, стали ключевыми. Кроме УрФУ в Свердловской области их нет нигде: физико-технологический и химико-технологический институты выпускают инженеров, а вот по естественно-научным направлениям готовят только у нас.

– У вас, я знаю, и нанотехнологии есть…

– ...и конкурс в группу нанотехнологов, и качество поступающих сюда абитуриентов – самые высокие! Слово «нанотехнологии» сейчас произносят реже, но в действительности все материаловедческие исследования фактически проводятся именно на наноуровне.

– Институт вашего профиля должен обладать мощной приборной базой. Как с этим дела?

– В 2007–2008 годах мы выиграли конкурс на реализацию инновационных образовательных программ: на 400 млн рублей серьезно обновили материально-техническую базу. Сейчас стараемся покупать уникальные для региона приборы, чтобы быть интересными заказчикам. Например, в Коуровскую обсерваторию купили два телескопа, у одного из них диаметр зеркала – третий по величине в России. В центре нанотехнологий есть сканирующий электронный микроскоп последнего поколения. По части научных направлений мы обеспечены приборами на уровне зарубежных институтов, а иногда и лучше. Где-то оборудования, конечно, не хватает, но ресурсы УрФУ позволят устранить дефицит за три года.

– Насколько активно этой базой пользуются студенты?

– Они не просто имеют допуск к оборудованию, это полноценный элемент их образования: практически все курсовые и дипломные работы, магистерские диссертации – научные. Другое дело, что с появлением сложных приборов к некоторым даже не всех научных работников допускают. А вот задачи могут формулировать и студенты. Хочется отметить, что каждый четвертый из выпускников магистратуры (практически все направления подготовки включают бакалавриат и магистратуру, причем подготовка магистров ведется с 1995 года и очень эффективна) уходит в науку, включаясь в развитие ведущих отечественных научных школ.

– Насколько легко ваши выпускники устраиваются на работу?

– Число заявок от предприятий превышает количество выпускников. Мы давно сотрудничаем с Уральским оптико-механическим заводом, НПО автоматики, химическими предприятиями, организациями, работающими в сфере биотехнологий. Кроме того, наших ребят всегда готовы принять академические институты: в штате некоторых, например Института экологии растений и животных, около 70% – наши люди. Зарплаты в УрО РАН сейчас неплохие, в том числе и для молодых ученых.

– У многих институтов есть программы для абитуриентов. А у вас?

– У нас работают школы юного биолога и химика, запускаем школу юного физика. Их можно посещать ученикам не только одиннадцатых классов, но и младше. Поскольку зачисление в университет происходит по баллам ЕГЭ, при поступлении это, конечно, не поможет, но облегчит выбор: ребята будут знакомы с факультетом, с преподавателями. Кстати, после реформы школьного образования, когда уроков физики и химии стало меньше, сильно снизился уровень знаний школьников по этим предметам. Приходится придумывать специальные программы, чтобы подтягивать первокурсников. Также есть ряд олимпиад для школьников, утвержденный Минобрнауки России, победа или призовое место в которых дает им право на зачисление без вступительных испытаний на программу по профилю олимпиады или получение максимального количества баллов по ЕГЭ по соответствующему предмету. Еще проводится политехническая олимпиада школьников УрФУ «Инновационные технологии» для учащихся 9–11 классов по математике, физике, химии. Но она пока дает победителям только преимущество при зачислении в университет при прочих равных условиях.

– Многих абитуриентов, выбирающих вуз, интересует возможность международных контактов.

– Международные связи у нас развиваются с того момента, когда это вообще стало возможно. Во-первых, наши исследователи публикуются в зарубежных изданиях. Мы лидируем среди институтов УрФУ по количеству статей, индексируемых в зарубежных базах данных: 140 в 2011 году. Для сравнения, весь университет опубликовал около 360. Во-вторых, проводятся совместные научные исследования и стажировки в зарубежных университетах. Опыт такой работы имеет более половины наших профессоров. Есть примеры параллельного обучения в аспирантуре УрФУ и зарубежного университета.

– А студенты из других вузов могут перевестись к вам на бюджетные места?

– При хорошей успеваемости и наличии вакантных мест – да. Хороших ребят мы примем всегда.

– Владимир Венедиктович, давайте подытожим. Каких абитуриентов вы к себе зовете и что сможете им дать?

– У нас не так просто учиться: на физический, химический и биологический факультеты всегда приходили неслучайные люди. Мы ждем молодежь, которая видит себя исследователями или работниками предприятий сферы высоких технологий. Я считаю, мы даем человеку не столько конкретную профессию, сколько образование, которое делает его востребованным на рынке труда и не только в нашей стране – около 100 наших выпускников работают в университетах и научных центрах ведущих стран мира. Именно это наше главное конкурентное преимущество.

Интервью с директорами институтов Уральского федерального университета можно почитать здесь.

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19;
тел.: 8-800-100-50-44 (звонок бесплатный);
Urfu.ru.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем